Мотоцикл провоцирует
Курсантам автошкол больше не придется сдавать такую дисциплину, как вождение автомобиля на автодроме. А вот для мотоциклистов этот экзамен оставили. Мой собеседник, предпочитающий не только машины, но и мотоциклы, считает, что это правильно.
Уроки вождения
— Хотя я еще подростком гонял на мотоцикле, выполнить с первого раза «восьмерку» на автодроме мне не удалось, — говорит Владимир Кильтау, руководитель управы Калининского округа. — Категория А у меня давно была открыта, но когда захотел купить свой первый мотоцикл, решил, что нужно подтянуть теорию и практику. Обратился к опытному инструктору, он тогда работал в автошколе на улице Баумана. Мне понравился его подход: прежде, чем обучать вождению мотоцикла, он предлагал курсантам сделать «восьмерку» на велосипеде. Кажется, что сложного? Но при мне много людей приходило учиться, так вот с первого раза это упражнение почти ни у кого не получалось. Со «змейкой» попроще, а «восьмерка» на мотоцикле и мне не сразу далась.
Нельзя сказать, что управлять мотоциклом сложнее, чем машиной. Но есть ряд особенностей. Например, надо научиться правильно тормозить. Нажмешь резко на передний тормоз — рискуешь вылететь из седла. Резко затормозишь задним колесом — занесет. Надо научиться тормозить одновременно двумя колесами. Eсть и другие нюансы. Но всему можно научиться, главное — побольше практики.
Eсли ты не Змей Горыныч
Серьезные мотоциклисты не экономят на экипировке.
— Мой знакомый байкер называет ребят, гоняющих без шлемов, Змеями Горынычами. Имея в виду, что если у тебя не три головы, то одну-единственную надо беречь, — объясняет Кильтау. — Экипировкой ни в коем случае нельзя пренебрегать. У меня полный набор, включая перчатки, куртку, штаны с защитой и мотоботы. В свое время еще «черепаха» была — такая куртка наподобие доспехов. Ведь если попадешь в ДТП на машине, можно отделаться легким испугом и материальными затратами на ремонт, а даже незначительная авария на мотоцикле обернется физическим ущербом. Как-то мой приятель неудачно газанул, и мотоцикл занесло буквально на ровном месте — не на скорости, просто щебенка была. В результате получил очень неприятную травму плеча, ходил в гипсе.
Мотоцикл ошибок не прощает. Особенно важно это помнить, когда ездишь в городе, где много других участников движения. Я никогда не превышаю скоростной режим, даже на загородной трассе стараюсь не разгоняться больше 90 километров в час. Когда вижу, как кто- то лихачит, думаю: ну ладно, ты уверен в себе. А если на дорогу выскочит собака? Или впереди едет грузовик, а из него выпадет кирпич? На скорости 200 километров в час ты никак не сможешь сманеврировать. Но гоняют в основном молодые ребята. Взрослые мотоциклисты ведут себя сдержанно. Eсли хочется скорости, выезжают на трек. В Тюмени трека нет, поэтому мой приятель ездит в соседний регион. Проводит там пару дней, выплескивает адреналин, потом возвращается в город и здесь спокойно ездит.
Не средство передвижения, а хобби
— Надо понимать, что в нашем климате мотоцикл — это сезонное средство передвижения или хобби. Здесь же не Крым, зимой на нем не поездишь. Хотя некоторые пробуют. Но, во-первых, это опасно. Представляете, какое сцепление у двух тонких колес с промерзшим асфальтом? А во-вторых, просто некомфортно.
Я люблю ездить за город, отдыхать на природе. На моей «ямахе» по бокам специальные кофры — багажники, в которых умещается и мангал, и все необходимое для пикника.
Это особое ощущение свободы, когда едешь, открытый ветру и солнцу, а иногда и дождю. Даже восприятие самого себя другое. Иное осознание происходящего наступает. С вождением машины не сравнить.
Хотя у каждого транспорта свои плюсы и минусы. Да и вообще по городу на мотоцикле — так себе удовольствие. Сплошные светофоры. Стоишь на перекрестках, глотаешь пыль. Кто-то считает, что за счет маневренности на мотоцикле можно быстрее передвигаться. Но это, может быть, имеет смысл в Москве, где сплошные пробки. А у нас какой смысл протискиваться между машинами, создавая помехи другим участникам движения?
У техники тоже есть характер
— Характер мотоцикла зависит от его технических характеристик. Первым моим мотоциклом стал Honda CB400. У него удобное руление, маневрирование. Мы с ним быстро подружились и прокатались пять сезонов безо всяких проблем. Мне он нравился еще и своей надежностью и неприхотливостью. Потом мои предпочтения сменились, захотелось чего-то более основательного. Купил другой мотоцикл — Yamaha XVS 1300. Это средний чопер, достаточно удобный. Я не езжу на большие расстояния. А по 100-200 километров на нем преодолевать достаточно комфортно.
Не могу сказать, что он часто проявляет характер. Возможно, потому, что я не даю ему повода. Мотоцикл нуждается в уходе. Eму нужен теплый гараж, где он может перезимовать. Перед этим желательно провести мини-консервацию — почистить, снять аккумулятор, поменять фильтры, залить бак, чтобы не гнил. Надо хорошо знать его технические характеристики и действовать в соответствии с ними. Когда все это соблюдаешь, наступает полное взаимопонимание. И иногда даже может показаться, что у машины тоже есть интеллект, что она тебя понимает.
Но нельзя забывать, что мотоцикл в любом случае провоцирует на скорость. Поэтому надо уметь вовремя обуздать его и себя. Конечно, важен опыт вождения. И одно из главных правил — четко оценивать ситуацию на дороге. Лучше всегда держать дистанцию, не надо никуда вклиниваться.
Электросамокат опаснее
— Я бы не назвал вождение мотоцикла экстримом. Скорее экстрим — это когда на электросамокате или скутере человек со скоростью 4050 километров в час едет по тротуару, тут же выезжает на дорогу, выруливает на красный, проезжает на зеленый — вот это экстрим, причем в плохом смысле слова. Потому что он всех запутывает, не является участником дорожного движения, едет не по правилам и так далее. Мотоциклисты тоже бывают всякие, но все равно это участники движения. Они не будут гонять по тротуару и вряд ли станут выскакивать на красный, потому что для них самих это 90 процентов риска.
За те десять лет, что я вожу мотоцикл, могу точно сказать, что количество мотоциклистов увеличилось в разы. Причем немало среди них и девушек. Когда заезжал на встречу к знакомым инструкторам в автошколу, там из 15 курсантов было только пять парней. Правда, потом, как показывает статистика, только 20 процентов выпускников автошкол покупает мотоциклы, но все равно их количество с каждым годом растет.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото: Владимир Кильтау и его «ямаха».