На тротуаре стало тесновато
За год резко увеличилось количество ДТП с детьми на самокатах и велосипедах — сообщает областное управление ГИБДД.
— Eсли в прежние годы в ДТП чаще попадали пешеходы, то сейчас стало больше детей, выезжающих с велодорожек на пешеходный переход или катающихся во дворе, — говорит Анжела Борисова, руководитель подразделения пропаганды безопасности дорожного движения. — Это же касается и электросамокатов, и простых самокатов.
Но, если у нас в городе аварии с участием самокатчиков случаются в основном на переходах и на проезжей части, то в Москве и в Санкт-Петербурге от наездов уже страдают пешеходы на тротуарах.
— Эта тенденция с каждым годом будет только усиливаться, — уверена член совета общественной палаты Тюменской области, директор центра изучения гражданских инициатив Светлана Ярославова. — Потому что количество малого транспорта растет. Молодежь предпочитает самокаты, а не автомобили… Их становится все больше, а места на тротуарах все меньше. В рамках муниципального гранта, который наш центр выиграл год назад, мы провели серьезную работу с привлечением специалистов, ученых, общественности. И представили прогноз департаменту экономики и стратегического развития администрации Тюмени.
В этом прогнозе, говорит Светлана Борисовна, предлагается не просто отделять велодорожки белой линией, а делать настоящую разделительную полосу — как на проезжей части. Иначе столкновений попросту не избежать.
Это потребует новых, более широких дорог и тротуаров. Возможно, в новых районах такие появятся. А как быть с теми, что есть?
За последние десятилетия тюменские тротуары, особенно на главных улицах, изрядно «похудели». Сначала их урезали, чтобы добавить ширины проезжей части. Потом ополовинили, чтобы выделить велодорожки. По ГОСТу, минимальная ширина велодорожки должна составлять от 2 метров (при интенсивности движения менее 50 велосипедистов в час) до 3,5 метра. Но ширина тротуара, особенно в центральной части Тюмени, редко превышает 4-5 метров. Поэтому и велодорожки у нас узкие, на них смогут разъехаться разве что велосипедисты, обладающие филигранной техникой…
Потом я прогулялась по улице Ямской, где есть выделенная велодорожка, и убедилась, что если два велосипедиста едут в одном направлении, то пешеходы просто отходят подальше. Eсли же велосипедисты едут навстречу друг другу, то один из них выезжает на пешеходную часть.
— Дело даже не в ширине велодорожек, — считает велосипедист- любитель Артем Ткачук. — У нас просто еще не выработана культура поведения на тротуарах. Пешеходы без оглядки ступают на велодорожки, а велосипедисты лавируют между ними, особенно там, где велодорожек нет вообще.
Артем считает, что нужно время, чтобы все участники движения научились добрососедским отношениям:
— Помните, раньше и на дорогах часто возникали конфликты между водителями? Теперь привыкли соблюдать правила, конфликтные ситуации редкость.
Радикальное решение проблемы предложила недавно общественная палата РФ: запретить движение по тротуарам на электросамокатах. Малый транспорт должен двигаться по правой полосе дороги, посчитали авторы инициативы.
Конечно, при условии, что водитель трезв и имеет права хотя бы категории «М». При этом получение водительского удостоверения категории «М» предлагают упростить, убрав практический экзамен, но оставив теорию. Новые требования предложили закрепить в правилах дорожного движения.
Артем Ткачук согласен. «Все, имеющее привод, должно быть приравнено к транспортным средствам», — считает он.
— Тема актуальная, — говорит Валерия Агеева, самый молодой член общественной палаты Тюменской области. — Водители самокатов обязаны соблюдать правила дорожного движения. Но кто следит в пунктах проката, есть у человека категория «М» или нет? Думаю, что эти моменты — повод для дальнейшего общественного обсуждения.
ФОТО АНАСТАСИИ БОГДАНОВОЙ
***
фото: