Туризм в фазе низких ожиданий
Наталья Зубаревич, профессор МГУ, ведущий российский эксперт по экономике регионов, сомневается, что Тюменской области удастся стать туристической Меккой. Сомнением она поделилась с участниками форума «День предпринимателя.», прошедшего в конце мая в технопарке.
— Как специалист с экономическим образованием я очень уважаю Наталью Васильевну, — говорит директор агентства туризма и продвижения Тюменской области Мария Трофимова. — Хорошо, что она вообще прокомментировала эту тему. Где-то в подсознании у аудитории осядет факт, что Тюменская область занимается развитием туризма.
И тут надо отметить, как говорит Трофимова, что туризм только в последние годы оформился как отраслевое направление в экономике области.
— Активно его продвижением мы начали заниматься с 2017 года. Даже не продвижением, а формированием отраслевой структуры, чтобы понять, какой у нас продукт, какими ресурсами мы обладаем, кто наш турист, из каких регионов, какой средний чек. Потом мы выровняли продуктовую линейку, запустили социальные сети, информационный портал. И на внешний периметр по продвижению мы, по сути, вышли, только в 2019 году. В прошлом году, даже несмотря на пандемию, мы провели масштабное федеральное мероприятие, открыли первыми в России термальный сезон.
Наталья Васильевна спросила: «А что у вас тут есть туристического?» Это же не Байкал, не Волга. Возможно, Зубаревич не приезжала к нам с туристической целью, поэтому у нее есть те же стереотипы, что и у большинства жителей нашей страны. Во-первых, что Тюменская область — это столица нефти и газа, что здесь все связано с ТЭК. Во-вторых, что в Сибири очень холодно. На самом деле у нас ярко выражены все четыре сезона, и многие туристы это с удивлением отмечают. И третий стереотип — мы очень далеко находимся. На самом деле до нас очень комфортно добираться, у нас хорошая логистика. Всего два часа от Москвы на самолете. А из Тюмени более 40 направлений перелетов по стране.
Так вот что у нас есть: у нас есть историческое наследие. Это наши купцы, промышленники, меценаты. Это были самые богатые люди страны, поэтому в Тюмени всегда в первую очередь появлялось все самое лучшее.
Наши великие личности: Менделеев, Распутин, Алябьев, Eршов, Савва Мамонтов… Это объясняется тем, что все-таки Тобольск был третьей столицей в Российской империи.
Второе направление — наши уникальные природные ресурсы и статус столицы термальных минеральных вод. Наша вода ничем не уступает минеральной воде Кавказа, Крыма, Адыгеи, Краснодарского края и европейских курортов.
И третья составляющая — это наличие качественной инфраструктуры. Это и дороги, и вокзалы, и придорожный сервис, и музейные объекты, и объекты развлечений, питания, размещения — все, что формирует туристический продукт. Благодаря стабильному экономическому развитию у нашего региона была возможность заниматься развитием этой инфраструктуры. Что Тюмень, что Тобольск очень чистые, комфортные.
Многие туристы отмечают доброжелательность местного населения, возможность просто ходить пешком по историческому центру, отмечают нашу кухню, гастрономию.
Понятно, что мы находимся в начале пути. Наталья Зубаревич упомянула Казань: «Казань же раскачали». Но Казань качала себя шесть лет, пока туда поехали со всей страны. Я считаю, что это хороший опыт и пример для многих регионов.
— Можно ли в рублях оценить вклад туристической индустрии в экономику региона?
— Год назад мы проводили серьезный анализ, привлекали специалистов, они учитывали различные показатели. За пять лет турпоток вырос в два раза, соответственно, и объем потребления в отрасли. С учетом смежных отраслей, а это 39 видов экономической деятельности, вклад в экономику региона оценивается на уровне трех процентов.
— А сколько выделяется из бюджета на развитие туристической отрасли?
— Точную цифру трудно назвать. Ведь что можно считать вложениями в туризм? Это и строительство дорог, аэропортов, это в целом развитие инфраструктуры, сохранение памятников архитектуры, содержание музеев, театров, — всего, что привлекает к нам туристов. Но туриндустрия — это прежде всего частные инвестиции, это развитие предпринимательства, это создание новых рабочих мест, а также в целом повышение качества жизни всего нашего региона.