Городскую землю распродают по дешевке
Городской комитет по земле и землеустройству в шоке: за его спиной распродают за бесценок городскую землю. На днях был первый случай.
АО «Градъ» (бывший Тюменьгражданпроект) купило 6.000 квадратных метров земли под своим зданием на улице Некрасова, 11 возле Центрального рынка. Продавцом этой муниципальной (!) собственности выступил областной (!) Фонд имущества. Сумма, за которую была продана эта земля, — 3 миллиона рублей. Это — цены 1992 года.
Сегодняшняя стоимость участка такого размера в зоне градостроительной ценности N 1 (читай: в центре города) составляет 81 миллион рублей. По какой причине расчет производился в старых ценах — земельщикам неведомо. Договор купли-продажи, под которым стоят подписи директора «Града» Моргуна и председателя Фонда Загвязинского, заключался без ведома и участия комитета по земле, что уже противозаконно.
Пользуясь своим правом, главный государственный инспектор по земле Анатолий Попов приостановил действие договора о купле-продаже, направил протест в адрес Фонда имущества с просьбой разобраться и аннулировать договор. В ответ АО «Градъ» подает в Госарбитраж иск на земельный комитет.
Земельщики готовятся судиться.
Попов областному Фонду имущества адресует следующие высказывания: «Надо иметь совесть», «Им все равно, что продавать». К сожалению, в обстановке законодательного беспорядка только и остается, что взывать к чести и совести.
Впрочем, Анатолий Михайлович уверен, что земельный комитет выиграет тяжбу. Об этом он и заявил на состоявшейся во вторник пресс-конференции.
Обывательское мнение: в процессе приватизации все, что можно было распродать, распродали, а что нельзя было продать, — растащили, — не так уж далеко от истины. Акционированные предприятия рушатся одно за другим. Городской бюджет — сплошные дыры. Последнее, что осталось у городской власти, — это земля. И этой землей власть страшно дорожит.
Владеть землей сегодня даже более престижно, чем владеть недвижимостью. «Землевладелец» — это звучит с каждым днем все более гордо. Eсть немало желающих получить в пользование или собственность городскую землю. Особенно в центре. Ведь наш город построен давно и неразумно. Транспортная схема отвратительна. А потому самый большой спрос на землю — в центре города. Заполучить участок под строительство в центре стоит больших денег. И должно стоить. Лишь бы эти деньги попали в городской бюджет.
Специалисты комитета по земле и земельным ресурсам городской администрации разработали механизмы выкачивания денег из земли.
Например: организация получает землеотвод под строительство жилого дома. Условие достаточно жесткое: 21 процент квартир — в муниципальный жилой фонд, то есть учителям, врачам и прочим бюджетникам. Eще две квартиры — милиции и ЖКО. И этот механизм уже работает. Или вот другой недавно разработанный механизм, который, как задумано, должен и уже начинает избавлять наш город от пустырей и свалок (как уже писала наша газета, знаменитая свалка на Бабарынке — не бесхозная земля, а участок, отведенный под строительство). Так вот, по новому порядку, землеотвод оформляется: а) в аренду на два года — под проектирование, с ежеквартальной выплатой арендной платы; б) затем в аренду — под строительство и в) после окончания строительства — либо в аренду, либо в собственность, либо в бессрочное постоянное пользование. Таким образом, если за два года не были завершены проектные работы на отведенном участке, участок изымается, арендная плата не возвращается.
Eсть у земельщиков неплохие идеи, как навести порядок и с внешним видом города. Разработанные предложения о новой системе, построенной на штрафах, выносятся на рассмотрение городской Думы, очередное заседание которой состоится 24 февраля. Этими предложениями предусмотрены порядок сноса самовольно поставленных строений, методы борьбы с металлическими гаражами и решение других городских проблем. Eсть несколько удивительных предложений: например, штраф за загрязненность окраски фасада, за неподстриженный кустарник (к примеру, один куст — 0,25 мин. оклада) и даже… за излишне длинные сосульки с крыши, представляющие угрозу пешеходам. Таким образом, земельный комитет готов взять на себя ряд функций госархстройнадзора.
Кроме того, еженедельно на стол мэру будет ложиться «оперативная сводка» о нарушителях земельного законодательства. По замыслу, это даст мэру новый козырь с разговоре с организациями, добивающимися льгот.
Тюменские земельщики идут нетоптанной дорогой. В принципе, законотворчество — не их дело, они исполнители. Но… «Что делать, если и в Госдуме земельными отношениями занимаются селяне, и в Роскомземе сидят одни аграрии? Они не знают, что такое «городская земля», — говорит Анатолий Попов.