Деньги правят миром. А что правит Тюменью?
«По самым скромным подсчетам ведущих западных экспертов, за весь 1994-й год в Россию было инвестировано как минимум 4 миллиарда долларов». («Известия», 9 февраля 1995 года)
На недавней пресс-конференции журналисты и ведущие весьма дружно осуждали один из рекламных плакатов, выставленных на главной улице Тюмени, — «Деньги правят миром».
Между тем все остальные вопросы на той же пресс-конференции так или иначе замыкались на фразе: денег нет, денег не хватает, поэтому отремонтировать, снизить, купить, добавить и так далее — нельзя.
С лозунгами спорить можно. С реальностью спорит только ханжа. Ибо не нами сказано: «Без денег жизнь плохая, не годится никуда».
Не будем, следовательно, ханжами. Но поспорим о другом.
«Нет денег…» Это стало общим местом. Нет денег на ремонт мостов, на теплотрассу, на ремонт дорог и вывоз мусора, на новые автобусы, поэтому покупаем старые, на оплату тепла, на дотации на молоко, масло и хлеб…
У кого нет денег? Люди говорят: у нас. Власти говорят: у нас, в бюджете. Нефтяники говорят: у нас, не платят заводы. Машиностроители говорят: у нас, нет заказов. И те, и другие, и третьи говорят: нам бы помощь, нам бы инвестиции, нам бы дотации…
Но вот на прошлой неделе на совещании банкиров в областной администрации прозвучала интересная цифра. За прошлый год банки и обменные пункты Тюменской области продали гражданам 650 миллионов долларов. А купили у граждан только 150 миллионов.
500 миллионов долларов остались на руках. (Два триллиона рублей).
Где эти деньги? Допускаю, что часть потратили челноки, купили товары, привезли и продали и снова обратили выручку в валюту…
Большая часть — на руках. В чулках, в кубышках, в матрасах, в подполье, в сейфах, у кого они есть.
500 миллионов долларов — о такой сумме инвестиций и мечтать не могут все администрации области, вместе взятые. И эти деньги не где-то за морями, в бронированных подвалах «Чейз Манхэттен» или «Дойчебанка». Они тут, рядом. Протяни руку и возьми…
Стоп, стоп, стоп. Как это — возьми? Экспроприировать, что ли? Посылать человека с ружьем? Опять октябрьский переворот?
Безусловно, нет.
Но как заставить эти деньги работать? Как попросить их у тех, кто хранит доллары под подушкой и т.д.( см. выше), — одолжить, вложить в производство?
Вот тут несколько интересных вопросов.
Во-первых, никакая власть этих денег у нас не просит. Во-вторых, а если попросит, то неизвестно -под какие гарантии, в обмен на какие обещания и проценты.
Кому мы с вами можем доверить наши горсточки (156 долларов 25 центов в среднем приходится на каждого жителя области) валюты?
Самый трудный вопрос! Где тот банкир, тот промышленник, тот администратор, тот просто предприимчивый человек, кому мы поверим, кому мы захотим отдать эту валюту, чтобы она не лежала, медленно распухая от инфляции рубля, а работала на нас с вами?
Нет, я серьезно. Город, наш с вами город, ищет кредиты, улыбается западным инвесторам. Расходуя деньги на латание дыр, город теряет шансы на человеческую жизнь, на нормальный быт наших детей и внуков. А мы?
Нет-нет, мы правы. Это — наши деньги. Отщипнутые у себя сегодняшнего. Наши «позеленевшие» накопления. Но, может быть, есть у города идея и есть у города гарантии? Может быть, объявят городской валютный заем? Или опять: на словах — «местное самоуправление», а на деле — «на первое-второе рассчитайсь»?