Что нравится и что не нравится в ГАИ
Для журналистов пресс-конференции, которые проходят в областной ГАИ, всегда привлекательны. Но не тем, что там можно зацепить и вытащить на читательский суд какой-нибудь завлекательный и выигрышный материал. Напротив, за таким материалом надо ходить не в штаб, управляющий дорожным движением, а прямо на улицу, и там черпать сюжет за сюжетом
В ГАИ интересно бывать потому, что начальник этой службы — полковник Николай Белослудцев — в отличие от многих и многих (в мундирах и без) сумел сохранить в себе какую-то очень несовременную прямолинейность способность признавать факты даже если они направлены против него. И потому разговор на этих пресс-конференциях идет прямой, без умолчаний и дипломатических уверток.
Посчитаем эти слова комплиментом, от которого автор не откажется и завтра, если волею судьбы и дорожных обстоятельств ему суждено будет заработать наказание.
За гостеприимство — благодарность. Далее — по существу.
Eсли судить по цифрам, состояние дорожного движения за прошедший год улучшилось «Хорошие проценты» — по городу Тюмени и по Северу области. Зато в южной части территории где транспорта меньше и он почти не прибывает, обстановка все тревожнее и тревожнее. Причина — повальное пьянство.
Полковник имел бы полное право гордиться своими цифровыми показателями. Но все наоборот.
— В последние годы у нас пошла погоня за валом выявляемых нарушений, — признается Николай Александрович. — И мы не сразу увидели, что, придираясь и необоснованно привлекая ответственности, мы только озлобляем население.
Полковник сопоставляет: 3,2 миллиона жителей в области и 739 тысяч зафиксированных нарушений. И называет причину административный перекос. Что за этой массой задержаний штрафов?
80 тысяч нарушений — за технические неисправности, сколько водителей в этой массе оштрафовано за отсутствие аптечки, знака аварийной остановки? Важно? Может быть. Но статистика неумолимо утверждает, что из-за отсутствия аптечки не погиб ни один водитель.
Зато отмечено лишь 11 тысяч проездов на красный сигнал светофора. За нарушение правил обгона — 8 тысяч. Цифры, считает начальник ГАИ, явно занижены. Хотя именно они дают максимум смертельных случаев.
— Мы трезво оцениваем, что инспекторы дорожного движения не нацелены на труднодоказуемые нарушения, — сказал полковник.
Слово было сказано. И оно определило содержание пресс-конференции. Кадровый состав сотрудников ГАИ.
Кто помнит старых тюменских автоинспекторов, когда-то наводивших трепет на шоферов? Их уже давно нет на трассах. Оставшиеся старики сидят в кабинетах, они выслужились и заслуженно носят офицерские погоны, они руководят. А власть на улицах и дорогах олицетворяют и осуществляют молодые люди со стажем в год-два-три.
Отсюда и низкая квалификация. Отсюда и неумение себя вести. Отсюда и шумные дела последнего времени о преступниках в милицейской форме. Из отдельного батальона дорожно-патрульной службы за 1994-й год уволено 19 человек, в том числе и за преступления. Наказано — 79. Это при том, что всего в нем служат 207 сотрудников.
Начальник ГАИ откровенно рассказывает о том жестком контроле, который вводится в инспекции за собственными сотрудниками. Помните, как преступник-милиционер целый год ездил на работу на чужой машине без номеров? Теперь, если у сотрудника милиции появился автомобиль, он обязан представить начальству документы: откуда, почем… «Сейчас мы перестали своих жалеть», — говорит полковник Белослудцев.
Опыт. Квалификация. Честность. Небольшой набор качеств, но уберите хотя бы одно, и ваш защитник на дороге превращается в лучшем случае в равнодушного, а в худшем — во врага.
Рассказываю о маленьком эпизоде. На перекрестке Первомайской и улицы Герцена вишневая 99-я из второго ряда делает поворот направо, подрезая «нос» первому ряду. Тут же рослый инспектор с нагрудным знаком 1051. Спрашиваю: неужели не видит нарушения?
В ответ — пожелание встать на его место, если уж так сильно хочется покомандовать…
— Это есть, и этого нам не изжить, — соглашается полковник.
Наутро после пресс-конференции я иду на работу по тому же перекрестку, дождавшись «зеленого», пересекаю улицу Герцена. И прямо перед моим носом нарушает правила темно-серая «девятка». С изумлением вижу, что она битком набита милиционерами. А на переднем сиденье — инспектор ГАИ с блестящей желто-красной бляхой на груди…