Жерихин Виталий Александрович
Родился в 1923 году на хуторе N 3 Верхневаргинского сельского Совета Велико-Устюжского района Вологодской области. Окончил велико-устюжскую фельдшерско-акушерскую школу в июне 1941 года.
В воинской части, куда прибыл Виталий Жерихин, командир сан- роты, оглядев его критическим взглядом с высоты своего роста, заметил: «У нас тут не детский сад». Юноша был невысок, и ему не смогли подобрать обмундирование по росту.
Однако, несмотря на свой внешне детский вид, он показал такие качества, что был назначен командиром санитарного взвода 1119 стрелкового полка и достойно исполнял свои обязанности вплоть до ранения 13 августа 1943 года, еще раз подтвердив известное положение, что «внешность обманчива».
Однажды утром на КП батальона зазвонил телефон: тяжело ранен командир роты, немедленно нужна квалифицированная медицинская помощь, до вечера не доживет.
«Вот так, Жерихин, — многозначительно сказал комбат, — нужно выносить командира роты немедленно».
Жерихин и два санитара скрытно подобрались по оврагу к местам, наиболее удобным для стремительного броска. По взмаху руки все трое одновременно, но из разных мест, бросились в окопы роты. Бежали что было сил. Немцы не ожидали появления советских солдат среди белого дня на совершенно открытом месте, и все трое успели благополучно спрыгнуть в окоп.
Раненый лежал в блиндаже бледный и неподвижный. Многочисленные раны кровили, и обычные повязки не могли остановить кровотечения. Терять время было нельзя. Особенно опасна была рана правой голени, из которой торчал обломок кости. Наложили жгут, повязку, шины, ввели морфий, уложили на носилки и привязали обмотками.
Обратный бросок был менее стремительным. Комроты был крупным мужчиной, и бежать с тяжелыми носилками было трудно, но у немцев было обеденное время и они открыли огонь, когда Жерихин и санитары с раненым уже спустились в овраг. Здесь можно было идти просто пешком, но они бежали, чтобы не опоздать с помощью. Вот и палатка БМП.
Согрели, поправили повязку и шину, ввели глюкозу, камфару, несколько глотков водки, переложили жгут — и в ППМ. Успели. Комроты остался жить.
После тяжелого ранения в 1943 году Виталий был демобилизован как инвалид II группы. Но трудоспособность к нему вернулась, тридцать лет он заведовал медицинским пунктом ГПТУ судостроителей, а последующих шестнадцать лет работает по специальности санитарного врача. Награжден значком «Отличник здравоохранения».
***
фото: