X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Расследование «доктора Ватсона», или Какой у России цвет?

«Тебя любить я не умею

И крест свой бережно несу.

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет —

Не пропадешь, не сгинешь ты!

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…»

Александр Блок («Россия»)

Свора разъяренных псов преследует беззащитную девушку. Скачут на сильных, стремительных конях охотники. Задыхаясь и проваливаясь в сугробы, бежит она, пытаясь укрыться в зарослях. Тщетно! Погоня настигает беглянку. Мечутся над лохматые псы, мелькают перед глазами оскаленные клыки. Неужели она погибнет?!

С этих впечатляющих кадров начинается фильм «Охота» — режиссерский дебют известного актера Виталия Соломина. Фильм поставлен по «Крутоярской царевне», роману «русского Дюма» — популярного беллетриста прошлого века графа Салиаса, В кинотеатре «Космос» Виталий Мефодьевич самолично познакомил зрителей со своим живописным детищем, снятым, по словам режиссера, с помощью тюменского мецената Виктора Шевцова (что весьма приятно). А фильм — в чем авторитетно заверил публику его создатель — «игрушка дорогая». Но снимать надо, иначе российский рынок будет потерян для отечественного кинематографа.

Фильм получился зрелищным, ярким, не заумным, может быть, немножко растянутым в серединке, но с эффектнейшим зачином (хочется отметить прекрасную операторскую работу) и неожиданной развязкой. Здесь чувствуется долгая «криминологическая» практика «доктора Ватсона», который выстроил действие в виде психологического детектива, правда, своеобразного, вывернутого наизнанку, в духе Федора Михайловича Достоевского. В самом деле, преступник известен — это ловкий негодяй-приемыш, конечно же, жгучий брюнет (прекрасно играет Александр Лазарев-младший). Злодей без колебаний идет по трупам друзей и благодетелей к своей цели — завладеть сердцем и состоянием юной красавицы-сироты. И когда добыча, казалось бы, совсем близка, беспомощное золотоволосое создание вдруг проявляет отвагу, женское коварство, и все хитросплетения интригана рушатся. Он попадается в собственную ловушку. А тут еще и муки совести — «мальчики кровавые в глазах».

Поборники торжествующей справедливости найдут в фильме идеальный «happyend». Словом, кинофильм Соломина очень неплох, хотя, при кажущемся простодушии, несет в себе определенную тенденцию. В центральном образе героини — ее играет обаятельная тюменская златовласка Таня Абрамова — просматривается прозрачная параллель. «Таня для меня — молодая Россия, — признается Соломин зрителям, — и вообще цвет России для меня — рыжий». И тут же подтрунивает: «Наверное, потому, что я сам рыжий». В этом цвете для автора соединены и мягкость, и жесткость национального характера. Как правило, курносые да голубоглазые страдают в фильме от темноглазых демонических корыстолюбцев-хищников. Эту позицию можно принять и простить как поэтическую вольность, но лучше бы уточнить при этом, что цветов у России ох как много! Достоинство этой великой державы в ее многонациональности. Славу ее составили не только рыжие Ярославичи, но и смуглые Ганнибалы, грузин Багратион, датчанин Даль, шотландец Лермонт, немец Блок и т.д.

Почему так щепетильны мы в этих нюансах?

Всякое, даже невольное, умаление достоинств других национальностей у нас чревато непредсказуемыми последствиями. Кто, например, мог предположить, что отзвуки предпринятой в 1944 году преступной депортации чеченского народа мы услышим в кавказской войне 1994 года? Так что в вопросах определения цвета России лучше бы нашим соотечественникам избавиться от соблазна выделить главный цвет.

Впрочем, возвратимся к фильму. Несмотря на оговорки, он не может не нравиться, потому что воспринимается, на наш взгляд, как кинематографическая реминисценция-перекличка с гениальным стихотворением Александра Блока «Россия».

Не случайно мы приводим в эпиграфе блоковские строки. Авторская позиция очень созвучна блоковской вере в Россию — «Не пропадешь, не сгинешь ты!». Хочется верить. Не пропадешь. Даже несмотря на то, что «тебя любить мы не умеем». Кстати, в соломинском фильме вот это неумение любить показано достаточно красноречиво — ведь все интриги вокруг девушки плетут близкие люди: опекун, матушка друга детства (ее играет Алиса Фрейндлих). Все они хотят добра — и ей, вроде бы, но прежде всего — себе. И — кто вольно, кто невольно — поддерживают злодейский замысел. А спохватываются лишь тогда, когда зло оборачивается против них же. Да поздно. Сделанного не воротишь. Соломинское предостережение сегодня звучит более чем красноречиво — политические игры во имя любви к России до добра не доведут, если «благие намерения» замешаны на играх супротив всех правил.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта