X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

«В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувстве». Мария Монтессори

На этот семинар в Тюмени я летел как на крыльях. За строгим названием («Областной информационно-ознакомительный семинар «Основные принципы педагогики Марии Монтессори: теория и практика», Тюмень, 13-15 февраля с. г.) стояли замечательные люди — руководитель семинара генеральный директор АО «Дом Марии Монтессори» в Москве E.Хилтунен, ее коллега в Тюмени, педагог клуба детского творчества им. А. М. Кижеватова администрации Центрального района Т. Макарова-Чир и примкнувший к ним директор юношеского социально-реабилитационного центра, многим известный как Генсаныч (Г. Нечаев).

А два десятка лет назад наша четверка (прибавьте меня!) задавала тон в новомакаренковском молодежном движении (кто-то знал его как коммунарское), пытаясь по-своему вывести эволюционным путем из догматического тупика советскую школу. Думающему педагогу наших дней эта история хорошо известна по трудам лидера, проф. И.Иванова.

Говорят, что революции пожирают своих зачинщиков, на своей шкуре убедился, что эволюция в этом смысле тоже не сахар. Наше движение плохо гармонировало с меркантильными ценностями наступивших дней, повальной заразой дурного торгашества, шоп-турами.

Серьезные деловые структуры нас не поддержали, получив от наших вчерашних гонителей, ловко приспособившихся к новым креслам, информацию о «красном Макаренко, верном слуге сталинизма». Правда, Макаренко умер в электричке от сердечного приступа в 1939 г., будучи просто писателем, а не начальником своей трудовой воспитательной молодежной коммуны, от которой система его тоже довольно резко отлучила. А братья-писатели уже настрочили доносы, и в московской квартире Макаренко поджидали лихие ребята в синей форме.

Кстати, в доносах в извращенной форме была угадана суть перемены профессии великого человека. Коммунары Макаренко работали и жили в условиях своеобразного предприятия рыночного типа, которое и сегодня могло бы дать сто очков вперед многим ИЧП, АО и прочая. Оно продержалось в условиях советской системы до середины 30-х годов, ибо «крышу» ему делали умные люди из украинских органов. Да, парадоксы времени, там были и такие.

И вот сегодня меньшая, но самая закаленная часть новомакаренковцев начинает выходить из оцепенения. Крепок еще дух, умение найти новый путь в изменившейся жизни. Не бояться начать все сначала. Заниматься самыми маленькими (стрех лет), чтобы они стали деловыми людьми с чистой совестью в гармонии с красотой, духовностью и природой.

E.Хилтунен с группой единомышленников в числе немногих педагогов России счастливо набрела в 1992 году на идею возрождения в нашей стране школы и методики Марии Монтессори (1870-1952).

Основные контуры системы итальянского детского врача, педагога, психолога, философа и публициста Марии Монтессори (М.М.) четко проступили в 20-е годы этого века. С той поры ее педагогический метод завоевал самый широкий мир — от Японии до Аляски. Лишь в СССР метод подвергли остракизму, приклеив ярлык «буржуазно-реакционного».

Ну, знаете, каким местом думали тогдашние светочи пед. мысли, довольно проблематично. Ведь М. М. стремилась» сделать свободным развитие человека», и делала это, а Маркс лишь призывал. Символ педагогики М.М.: обращение ребенка к учителю: «Помоги мне это сделать самому».

В ее школах занимаются с детьми без повелительного наклонения, с малышкового возраста дают волю самостоятельным действиям ребят, особым, глубоко личным мироощущениям. М.М. вернула каждому педагогу, учителю почти божественную роль ученого, исследователя, наблюдателя. Ведь «если научной педагогике суждено родиться из изучения личности, то это изучение должно заключаться в наблюдении свободных детей» (М.М.).

Взрослый человек в ее школе попадает в условия, когда он увлекается собственным саморазвитием, приобретает особое состояние души и особый космический взгляд на ребенка. Ибо все педагогические приемы не выдумывались, не изобретались чопорной кастой методистов, а накапливались десятилетиями в процессе ежедневных живых наблюдений за поведением, настроением и играми детей.

Да, вы правы. Кратко — педагогика наоборот. Учитель становится как бы учеником, помощником детей, если надо, он предлагает многомерный и многообразный опыт жизни нашей цивилизации, а дети сами принимают или отвергают его.

Не верите? Приходите в «Монтессори-школу» в «Кижеватовце». Т.Макарова-Чир всегда рада гостям (как и ее питомцы). Правда, они все время в игре-работе (принцип «воспитывающий ум»), им некогда, им очень интересно жить, учиться, открывать, осваивать. Не обижайтесь, взрослые, что вас не замечают. Дети в сотворении своего собственного нового мира.

Бесполезно перечислять, что в этих удивительных залах. Дидактические материалы М. М. в своих формах, конструкциях, кубах, строениях, планшетах, предметно-вещных символах всего пути развития человеческой цивилизации создают объемную модель большого Космоса и практически всю Вселенную нашей культуры и науки.

На моих глазах малыши, ловко оперируя кружками, прямоугольниками, квадратами, складывали и вычитали многозначные числа. Рядом вполне серьезно изучали Африку, ее страны, фауну и флору. Дальше мальчишка, закрепив желтый круг солнца, старательно «обводил» его орбитами планет. Потом он взял «Марс» и «Венеру» (и все остальные) и правильно — сам! — укрепил их на орбитах.

Гармония стенок, шкафов, столов, станков радовала счастливой радугой полноты жизни, переливом цветов. Ребята переходили из зоны в зону, поначалу приступая к новому шагу в познании вместе с педагогом.

А я перешел в зал рисования… нет слов, идите смотрите сами. Все стили XX века — от мондриановских абстракций, паракубизма, импрессионизма до «постмодернистской» коллажности.

Увы, финансы многим в Тюмени поют романсы. Большинство участников семинара слетелось с богатых «северов». Трудная сторона организации школы Монтессори — многомиллионная стоимость оборудования классов. Делает его голландская фирма «Nienhuis». Скопировать можно, но лицензия… Тюменскому центру большую помощь оказали наши администрации. Семинар материально и организационно поддержали областной комитет по делам молодежи и туризму (С.Сарычев), социально-педагогический отдел администрации Центрального района г.Тюмени (В.Иванова).

Трудно уйти из этой школы творящего добра, где ее питомцы получают ключ к сложному и драматичному миру вокруг, готовятся принять и понять все его безобразие и красоту.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта