Жизнь с чистой купюры
Для Александра забрезжил свет в конце тоннеля: скоро с молотка уйдет все его имущество: повидавшая виды «лада-115». Арбитражный управляющий успокаивает, что, мол, даже на такую найдется покупатель. Сам банкрот не верит, что наконец он никому и ничего не будет должен.
Eго дорога в финансовую кабалу началась еще в Омске. Молодого шеф-повара пригласил на работу неплохой ресторан.
— Зарплату дали хорошую, на первых порах дела шли в гору. Потом случился обвальный 2009 год, сложно было вернуться к прежним объемам, и в 2015 году заведение начало хиреть, — рассказывает бывший повар. — На мне к тому времени уже висело несколько кредитов. На машину, на мебель, потом родилась дочь, и на это тоже нужны были деньги. Понимаю, что жил не по средствам, но думал, что с зарплаты буду отдавать потихоньку. Вышло все наоборот. Зарплата стала меньше, начал искать работу. Не нашел.
Знакомые позвали в Тюмень. Устроился охранником и, чтобы семья хоть как-то адаптировалась на новом месте, снова взял кредит. А в это время уже набежал долг по старым. Забыть о нем не давали банки. Не имея ни кола ни двора, решился на процедуру банкротства. Дело сейчас находится в производстве, поэтому живет на прожиточный минимум. Продает через спецплощадку не только машину, но и компьютер.
В прошлом году, по оценкам банков, жители Тюменской области оформили больше потребительских кредитов, чем в пандемийном 2020-м, когда многие оказались без работы и средств к существованию. Так, в ВТБ рассказали, что в регионе выдано 19,3 тысячи займов на 15,5 миллиарда рублей, что в два раза больше, чем в 2020-м. Это только по одному банку. В целом закредитованность оценивается сотнями миллиардов рублей.
Причины разные. Одна из самых распространенных — зарплата, не сопоставимая с уровнем растущей инфляции.
Но дело делу рознь. Так, в областном арбитражном суде, где в этом году приняли 2932 заявления от граждан, пожелавших стать банкротами, на днях рассмотрели дело некоего предприимчивого гражданина (его имя не разглашается). Он накопил несколько кредитов на общую сумму в 15,6 миллиона рублей и, похоже, не собирался их гасить. Процедуру обнуления запустил в 2018 году: нашел финансового управляющего, подготовил документы и стал ждать результата. Однако при рассмотрении дела вскрылись неприятные подробности. Так, управляющий был не совсем независимым — представлял банкрота и по другим гражданским делам, что недопустимо. Кроме этого, готовясь к процедуре, должник продал свое имущество, чтобы предстать перед судом без копейки за душой. Не смутило его, что недвижимость находилась в залоге у банков, где он брал кредиты. Суд это квалифицировал как попытку необоснованного освобождения от кредитных обязательств, а потому не освободил его от них. Суды апелляции и кассации поддержали эти выводы.
Это не самая большая попытка оформить банкротство. В прошлом году принято к производству и рассмотрено дело о совокупном долге больше 1,3 миллиарда рублей.
Что касается того, сколько граждан решаются обнулить кредитную историю, можно отметить, что за 2021 год признаны банкротами 2466 человек. Почти на тысячу больше, чем годом ранее.
Такую же тенденцию, только в общероссийском масштабе, отмечают в едином федеральном реестре сведений о банкротстве — Федресурсе. 192846 граждан, включая индивидуальных предпринимателей, признаны банкротами в 2021 году. Это на 62 процента больше, чем в 2020-м. Тогда произошел взрывной рост дел о банкротстве. Дело еще в том, что теперь процедуру банкротства можно провести не только через арбитражный суд, но и через многофункциональный центр. Такая процедура называется внесудебной.
В декабре произошел резкий всплеск числа внесудебных процедур банкротства граждан — в 1,9 раза к ноябрю 2021 года.
— Граждане решили войти в новый год без старых долгов, — прокомментировал руководитель Федресурса Алексей Юхнин, подводя итоги года. — Поскольку во внесудебной процедуре претворить такое решение в жизнь можно легко и быстро, всего лишь придя в МФЦ, мы увидели это уже в декабрьской статистике.