Комментатор, спасение от одиночества*
Вы можете представить себе футбольный матч без спортивного комментатора? Благодаря комментаторам я начала разбираться в футболе, да и игры смотреть веселее. Как будто рядом сидит друг, разделяющий твой футбольный интерес.
Чаще всего рядом с любителями тюменского футбола находится Константин Лубин, журналист АСН «Тюменская арена». Нашим читателям он тоже хорошо знаком, ведь он несколько лет работал корреспондентом «Тюменского курьера».
— В 1994 году, когда мне было восемь, мы с отцом поехали в магазин телевизор выбирать. Мы зашли в торговый зал, и я был ошарашен. Такие яркие картинки отовсюду! А на одном из экранов транслировали чемпионат мира по футболу, который как раз проходил в США. Я был загипнотизирован, словно змея, которой управляет факир. Сто тысяч человек на стадионе, с флагами! Матч был Бразилия — Россия, помню, бразильцы такие красивые были: яркие желтые футболки, шорты синие, гетры белые с зеленой окантовочкой, — рассказывает Константин. — После этого я и стал смотреть футбол. Правда, поначалу мало что понимал, мне просто картинка нравилась. Но потом стал разбираться, и у меня появилась мечта стать профессиональным футболистом. Но этим нужно было заниматься с самого раннего возраста, да и таланта у меня не было. В 13-14 лет я захотел стать именно комментатором. Тогда я еще не знал, как это сделаю, просто хотел, и все.
— И как тебе это удалось? Где ты научился комментировать?
— Факультета комментаторов нет нигде, меня никто этому не учил. Не знаю, как к этому люди другие приходят. В свое время я работал в информационном агентстве «Репорт-Информ», которое базируется в Москве, — мы сотрудничали дистанционно, так сказать, предвосхитили время. Там можно было вести радиорепортажи на сайте «Спортбокс». Мне предложили попробовать, и я согласился. Но была своя специфика — нужен был пересказ матча, целью было воссоздавать перед глазами у слушателя картинку поля. Так что первый мой репортаж был в 2011-м. Потом я переехал в Тюмень и узнал, что «Тюменская арена» проводят трансляции спортивных событий, стал проситься к ним комментатором. Не подумайте, не каждый день я стоял у кабинета директора и умолял, но периодически аккуратненько спрашивал. И через год мне дали эту возможность. Я тогда в отпуск собирался, и вдруг мне сказали, что есть у меня эта заветная возможность. Пришлось одним днем отпуска пожертвовать ради такого. Это было 4 октября 2013 года — мой первый телевизионный репортаж!
— Каким он был? Ты волновался?
— Это был мини-футбол, Суперлига, Чемпионат России. Играли «Тюмень» и «Политех» (команда из Санкт-Петербурга, ныне не существующая). Потом мне часто попадались именно игры «Политеха» и еще «Новой генерации» из Сыктывкара. Волновался я тогда жутко. Но, как все спортсмены говорят, если человек не волнуется, то ему надо заканчивать карьеру. А у меня и сейчас каждый раз это волнение есть — мало ли что может случиться. Но оно проходит через минуту после начала работы.
— Футболисты на поле совершают ошибки, и ты это подмечаешь. Но ведь ты сам тоже ошибаешься?
— Конечно, случается периодически. Самое частое — перепутать того, кто выходит на замену или перепутать номер игрока или фамилию. У тебя, конечно, есть какие-то заготовки, но это лишь десять процентов от репортажа, остальное — импровизация. Так что без ошибок не обходится.
— Как отличить хорошего комментатора от плохого?
— Хорошего от плохого — не знаю. Но могу сказать, как отличить начинающего от опытного. Помню, когда только начинал, то готовил себе кучу материала, чтобы показать, какой я молодец и что хорошо готовлюсь к матчу. А в итоге выдал все в самом начале, из-за чего какие-то моменты пропустил, и потом без вот такой страховки остался. Опытный же комментатор информацию дает дозированно и строго следит за игрой.
— Бывает такое, что тебе нечего сказать?
— Да. Был матч, в прошлом сезоне «Тюмень» — «Звезда», игра была довольно скучной. «Звезда» играла от обороны, они всей командой «поставили автобус» у своей штрафной. И «Тюмень» как-то тоже была не в духе, у них не получалось пробиться. В таких ситуациях, когда нечего сказать, начинаешь вспоминать примеры, аналогичные случаи, смотришь, кто с мячом находится, про игрока начинаешь рассказывать, про турнирную таблицу вспоминаешь, про болельщиков что-то говоришь… Знаете, есть такое выражение — гонять мяч, это когда комментатор говорит: пас направо, пас налево, передача назад, длинный заброс на левый фланг… Это неинтересно и скучно. Вот и приходится выкручиваться, ведь больше двадцати секунд лучше не молчать. Хотя в прошедшую среду на матче юниор-лиги у меня был заложен нос, я гнусавил, порою говорить было совсем трудно. Поэтому приходилось несколько раз отходить подальше от гарнитуры и сморкаться, занимало это секунд 40, но и такое бывает.
— Что самое главное для комментатора?
— Думаю, что это находчивость. Это ведь как КВН: нужно резво реагировать на эпизод, на какой-то момент. Ты можешь говорить одно, а ситуация резко меняется и нужно как-то вырулить в нужное направление. Тут же и чувство юмора очень важно, это очень помогает. Хотя у нас в России мало комментаторов, которые шутят. Недавно пересматривал матч Аргентина — Колумбия за Кубок Америки 2021 года. Там два комментатора прямо отжигали. Когда вот в такой веселой манере подается комментарий, то ты игру больше запоминаешь, как и события на поле.
Так же важен журналистский опыт. Когда ты пишешь текст, то обращаешь внимание на его структуру, благодаря чему ты совершенствуешься, начинаешь говорить грамотнее, ярче.
А еще важно быть искренним и естественным. Когда ты искусственно нагнетаешь обстановку, фальшь чувствуется. Был такой комментатор советский Вадим Синявский, он работал на радио, когда не было еще телевидения. И вот он любил все приукрашивать, поэмы создавал из репортажа, что-то придумывал для красного словца. А у людей не было возможности видеть, что происходит на самом деле, они же только слушали, а потому ему верили, и он долгое время был в топе. Потом с приходом телевидения обманывать уже не получалось, и он перестал быть таким популярным.
— Многие телеведущие признаются, что в жизни никогда не говорят так же, как на камеру. А ты в репортаже такой же, как в жизни?
— Стараюсь быть таким же, как в жизни… Хотя нет. Чуть-чуть по-другому это происходит. Обычно ты можешь отрывочными фразами какими-то говорить и в целом изъясняешься в разговорной форме. Здесь же тебя все должны понять, а потому говорить нужно значительно складнее и грамотнее. Я стараюсь быть естественным, но все равно за гарнитурой всегда особенно стараешься. Мне «изнутри» сложно оценить.
— По-твоему, зачем нужен спортивный комментатор? Люди и так видят, что происходит на поле.
— Мне кажется, что это дело привычки. Вот я смотрю Кубок Америки и порою даже не понимаю, что там говорят. Бывает, матч комментируют на польском, немецком или португальском. Дословно ты ничего не понимаешь, но перенимаешь эмоцию, которую вкладывает комментатор. Да и если слушаешь матч вполуха, то по интонации понимаешь, когда нужно взглянуть на экран, чтобы не пропустить яркий момент. Ну и, конечно, люди испокон веков любят разговаривать с телевизором (сейчас уже с компьютером чаще). Так зритель не чувствует себя одиноким — он может поругать комментатора, поспорить с ним или согласиться. Многим не с кем смотреть футбол, а потому комментатор и становится для него этаким другом по интересам, который делится своими эмоциями.
***
фото: «Натюрморт» комментатора.