Аккумуляторная коллективизация?
С 1 марта страна планирует перейти к новым правилам сбора и утилизации отработанных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (ОСКАБ). Предприятия, работающие в этой сфере, считают, что это может привести к перебоям в поставках свинца.
Тринадцать компаний написали обращение в правительство РФ, Минторг и Совет федерации, в котором выразили свои опасения. Среди авторов петиции — УГМК, ГК АКОМ, «Фрегат», «Концэл», «Электрокабель» и Тюменский аккумуляторный завод.
— Сегодняшняя система выглядит так: предприниматели, которые торгуют нашей продукцией, обязаны собирать, принимать у населения и юридических лиц бывшие в употреблении аккумуляторы, — говорит Александр Кореляков, генеральный директор Тюменского аккумуляторного завода. — За батарею емкостью 55 Ач платят 900 рублей, за батарею емкостью 190 Ач -2900 рублей. Потом эти же аккумуляторы приемщики продают нам по 85000 рублей за тонну общего веса, то есть брутто. Такую систему придумали не мы, она европейская и существует уже более двух десятков лет. Но ее решили изменить.
В письме к Валентине Матвиенко, председателю Совета Федерации Федерального собрания РФ, Александр Кореляков приводит цитату из выступления одного из членов комитета по аграрно-производственной политике и природопользованию СФ. Выступавший заявляет, что рынок по переработке свинцово-кислотных батарей хаотичен. В нем не соблюдается и экологическое законодательство, отчего в почву якобы ежегодно выливаются тысячи тонн электролита. Кореляков утверждает, что это не так. Говорить подобное может только человек, «не понимающий сути вопроса». Электролит из аккумуляторов никто и никогда не сливает. Хотя бы потому, что это невыгодно, ведь плата за отработанный аккумулятор производится по весу. Чем он тяжелее — тем лучше для продавца. Недобросовестные предприниматели еще и доливают воды или, что еще хуже, досыпают песка.
В 1998 году, согласно федеральному закону N 89, государство обязало отечественных производителей утилизировать продукцию правильно. Для выполнения этого требования Тюменский аккумуляторный завод на собственные средства на болоте построил и ввел в эксплуатацию металлургическое производство по утилизации отработанных свинцовых аккумуляторов — до 40 тысяч тонн в год. Теперь завод сам себя обеспечивает не только свинцом, свинцовыми сплавами, но и вторичным полипропиленом. Новые правила лишают его возможности заниматься сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией и обезвреживанием отработанных аккумуляторов — этим будет заниматься компания ФЭО, федеральный оператор. Самостоятельно или с привлечением кого-то на основании договоров оказания услуг.
В целом все будет построено по примеру системы сбора и утилизации коммунальных отходов, которая вступила в силу 1 января 2019 года на основании изменений ФЗ «Об отходах производства и потребления». Там компания получала название РЭО (российский экологический оператор). Прошло три года, но проблемы с утилизацией и раздельным сбором ТКО остаются. Так что опасения производственников, что и с утилизацией свинца будет что-то похожее, не лишены оснований.
— Каждый день теперь проходят совещания по переработке отходов первого-второго класса, — продолжает Александр Кореляков. — Руководители заводов задают вопросы, а ответов пока нет. Неясно, кто будет принимать у населения отработанные аккумуляторные батареи, каков будет механизм, где будут места сбора, хранения, каков порядок оплаты, ее величина? Кому будут принадлежать продукты утилизации (свинец и полипропилен)? Кто будет выступать в качестве продавца свинца после утилизации ОСКАБ? Реализация реформы в нынешнем ее виде, скорее всего, приведет к дополнительным тратам предприятий по переработке. Российские заводы по производству аккумуляторов и кабелей будут вынуждены покупать свинец за границей, а их продукция станет неконкурентоспособной по цене. Каждый день мне звонят и перепуганные сборщики отработанных аккумуляторных батарей. Они боятся, что реформа закончится тем, что у них придут и все отберут, да еще и платить заставят.
Чтобы из-за перебоев в снабжении избежать остановки предприятия, Кореляков снизил план по цехам на февраль. Установил его не из расчета того, что могут сделать, а из расчета как можно дольше протянуть, чтобы пережить смутные времена. Рабочие, у которых зарплата зависит и от выполнения плана, конечно, возмущаются.
Кореляков прогнозирует, что после 1 марта в результате перехода на новую систему цена на аккумуляторы может повыситься. По его прикидкам — примерно на четверть. И это не худший вариант. Худший — если предприятия начнут закрываться. Он уже размышляет, какие участки цехов ему придется закрывать и от чего отказываться.
— Подобное мы уже проходили, -с горечью говорит Кореляков, -и не так давно. Какой прекрасный в Тюмени был завод медоборудования, рентабельный, с большой прибылью. И где он? На его территории теперь построят жилье. Как и на месте бывшего КСК, станкостроительного завода… Одним росчерком пера легко можно ликвидировать то, что создавалось годами и работало эффективно. Конечно, если примут закон, заставят по нему работать — будем. Но жаль производство сокращать.
Можно ли предотвратить худшее развитие ситуации? По мнению Корелякова, для этого надо внести изменения в ФЗ-89 и вывести из-под регулирования федерального оператора обращение с отработанными свинцово-кислотными аккумуляторными батареями. Тем более, что в отработанном варианте они и не относятся к отходам первого-второго класса, а становятся третьим. Eсли, конечно, ставить во главу угла сохранение конкурентоспособности отечественных производителей.
***
фото: Свинцовая лента для производства электродов; (вверху справа) склад готовой продукции; (внизу слева) рабочий укладывает электроды в паяльную установку; готовые аккумуляторы упаковывают к отправке.
Фото Виктории Ющенко