Сложный выбор
— Тя-я-янем ценник вверх и в сторону. А под ним еще один. Вчера носки стоили 65 рублей, а сегодня уже 110, показывает мне Алсу Багаутдинова, с которой мы познакомились в магазине детской одежды.
Отправляясь за покупками, мы просчитываем, что и за сколько купим. Предугадать удается далеко не всегда.
— Когда было, чтобы лосины на дошкольника стоили 400 рублей? -возмущается Алсу. Не могу с ней не согласиться. Между тем в разговор включается продавец. Она говорит: все, что мы смотрим — это прошлогодние поставки. Новый сезон будет еще дороже. Насколько повысится цена, затрудняется сказать. А может, это такой маркетинговый ход, когда нет желания делать скидку: повышать цену и рассказывать о грядущем подорожании?
Ведь коллекции уже сшиты и находятся на складах, ждут отправки либо поступили в магазины. О перебоях вроде бы не сообщалось. Однако еще в прошлом году производители детской одежды заявляли о подорожании хлопка, смесовых и синтетических тканей. Большую часть сырья они закупают за рубежом, цены складываются из действующего курса валют, в себестоимость продукции включают и прогнозную инфляцию.
Отечественная продукция занимает лишь треть рынка товаров для детей. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на одном из совещаний обратила внимание коллег на этот факт. По ее мнению, такое соотношение не соответствует потенциалу и возможностям нашей промышленности. Согласно дорожной карте по развитию детских товаров, к 2024 году эта доля должна вырасти до 35 процентов. Но станет ли это ощутимым для семейных бюджетов, если сырье импортируется в страну?
Хотя повышение конкуренции должно сыграть нам на руку.
Любопытно другое, что некачественной одежды и обуви не становится меньше. Думаю, у каждого родителя есть такой опыт, когда решил сэкономить, а носки за 30 рублей в стирке окрасили все белье. А потому искать необходимое и доступное на сомнительных ярмарках так себе вариант.
Любопытные наблюдения по рынку детских товаров за 2021 год опубликовал исследовательский центр компании «Делойт». Последние три года снижается количество покупок одежды и обуви для детей в крупных торговых центрах. В 2019 году в них отоваривалось 47 процентов россиян, в 2020-м уже 40 (что и понятно — пандемия), а в 2021-м — 38. Но покупать мы меньше не стали: средний чек увеличился от 600 до одной тысячи рублей. Не из-за того, что берем больше вещей, а из-за роста цен. Экономить на одежде и обуви стали родители подростков. Те, у кого в семье дети до восьми лет, не урезали трат. Причем предпочтения с качества сдвинулось в сторону количества: 19 процентов родителей готовы покупать более дешевые товары.
Интернет-магазины в этом смысле выглядят более лояльными к своим покупателям. Чтобы удержать их, крупные маркетплейсы пошли на снижение собственной комиссии для продавцов, оптимизировали схемы продаж — отгружают товар со склада. Плюс продажа старых коллекций, которые не разошлись из-за пандемии.