Кошки с человеческим лицом
Животные интересуют художников давно. На стенах пещер древний человек пытался нарисовать что-то, напоминающее окружающего его фауну. И, кстати, древние художники добивались в этом порой больших успехов, чем их потомки.
Достаточно взглянуть на фотоснимки наскальной живописи в пещере Ласко во Франции. Иногда Ласко называют Сикстинской капеллой первобытной живописи. Рисунки там появились примерно 15-18 тысяч лет назад. Но они довольно натуралистичны и точны в изображении животных. Древним художникам удалось даже передать окрас. Да вы просто сравните эти рисунки с изображением котов в средневековой живописи, и вам захочется извиниться перед предками — в этот период нашей истории мы явно отступили на несколько шагов назад.
Отдельно следует извиниться и за то, что мы чуть не потеряли их рисунки, хранившиеся тысячелетиями. В 1948 году в пещеру пришли первые туристы. Для них провели освещение, установили лестницы. Но проблемой стало не это, а углекислый газ. Eго в пещере накопилось критическое количество. Из-за этого рисунки в Ласко покрылись водорослями. Удалось создать систему климат-контроля, но она принесла с собой грибок. Грибок научились побеждать формальдегидом, но он приспособился и к этому средству. Каждые две недели приходилось вручную очищать стены пещеры от грибных волокон. Так, всего несколько лет туристических посещений нарушили хрупкий баланс, благодаря которому Ласко сохранялась на протяжении тысячелетий.
Но вернемся к средневековым кошкам. Исследователи пишут об этом чуде объемистые монографии. Средневековые кошки выглядят странно. Иногда они похожи на людей — с человеческими лицами или занимаются какой-то исключительно человеческой деятельностью (например, играют на музыкальных инструментах). Иногда же они просто оскорбительно страшные и совсем не похожи на себя настоящих. Дело в том, что в то время к кошкам сформировалась неоднозначное отношение. С одной стороны, их ценили за то, что те отлавливали мышей, с другой — обвиняли в связях с дьяволом… Говорят, именно из-за этого началось массовое убийство кошек. А вслед за этим чума, ведь некому было убивать переносчиков болезни — крыс.
Ну а человеческие лица у кошек потому, что нам, разумным приматам, свойственно проецировать свои мысли и эмоции на все живое, а иногда и неживое вокруг нас. Но как изобразить кошачью задумчивость, художники не очень понимали, поэтому просто пририсовывали человеческое лицо.
Впрочем, к концу Средневековья мы исправились. Eсли не по отношению к животным, то, по крайней мере, по отношению к их изображению. Пока животные идут, скорее, комплектом к людям, но они уже украшают картину своим видом. Знаменитая «Дама с горностаем» да Винчи появилась как раз в то время. Ну, а в XVI веке анималистика становится самостоятельным жанром в живописи.
Альбрехт Дюрер делает поразительно точные анималистические и ботанические рисунки. По мнению искусствоведов, их отличает точность пропорций. За Дюрером идет большой ряд выдающихся анималистов. Среди них есть наш Иван Гроот. Наконец художникам удается передать и кошачью ярость, и страдания подстреленной птицы, не прибегая к человеческой мимике.
В XIX веке большое влияние на развитие этого жанра оказало общее стремление к точности изображения. Эта тенденция проявилась и в скульптуре. Так, мы имеем квадригу Аполлона на фасаде Большого театра и знаменитое «Укрощение коня человеком» на Аничковом мосту, на создание которого Петр Клодт потратил 20 лет своей жизни. Она до сих пор восхищает, а копии работы распространились по Eвропе. Но и здесь скульптор не удержался и, по легенде, пририсовал коню человеческое лицо. Правда, в неожиданном месте. Говорят, в паховой области коня композиции номер три можно разглядеть изображение лица любовника жены художника.
В XX веке животные изображались реже, зато имели большое символическое значение. Кстати, взгляните на «Похищение Eвропы» Валентина Серова. Видите быка? Он немного похож на тех, что рисовали в пещере Ласко, и совсем не похож на человека. Древние могли бы нами гордиться.