Весна напомнит о ливневке
Около 60 процентов городских дорог до сих пор не оборудованы ливневой канализацией.
Зимой о том, что водоотведение на городских улицах сделано пока на треть (на 36 процентов), горожане временно забывают. С приближением таяния снега проблемы всплывают на поверхность. Во вторник на заседании постоянной комиссии по благоустройству и городскому хозяйству, обсудили информацию администрации города об организации и развитии системы водоотведения талых и дождевых вод.
О состоянии ливневой канализации в городе рассказал Александр Сухомяткин, руководитель управы Восточного округа. И сделал это так подробно, что депутаты, которые не так часто бывают довольны обстоятельностью докладов, несколько раз его поблагодарили. Конечно, ливневок от этого в городе не прибавилось, но ситуация стала яснее.
Стоки ливневой канализации (и закрытого, и открытого типа) обычно расположены вдоль проезжей части. Протяженность автомобильных дорог в городе — около 1200 километров, из них примерно 410 километров оборудованы системой ливневой канализации, в том числе чуть больше половины — закрытого типа, где вода стекает в решетки на дороге, потом в трубы водоотведения. Почти столько же ливневок открытого типа и представляют собой канавы в частном секторе, прокопанные с двух сторон дороги.
На содержание городской системы ливневой канализации в прошлом году направлено около 188 миллионов рублей. В 2021 году построили и несколько новых участков: более семи километров в закрытом варианте и менее четырех километров — в открытом. В том числе 22 объекта — в рамках комплексной программы благоустройства дворов. Конечно, по сравнению с нехваткой около 600 километров ливневой канализации, эти цифры как капля в море. Но даже такая малость позволила увеличить протяженность ливневой канализации в городе почти на 17 процентов. Eще на 2,2 миллиона рублей выполнили капитальный ремонт отдельных участков. Такие, казалось бы, простые сооружения, как канавы, требуют постоянного ухода — очистки, углубления. Разработана к началу этого года и проектно-сметная документация на ремонт еще 11 объектов.
— В 2021 году финансирование и все запланированные работы выполнены в полном объеме, — отметил Дмитрий Антипов, председатель постоянной комиссии. — Построено около 11 километров новых сетей, выявлено около четырех километров бесхозных коммуникаций. Были и отдельные случаи неисполнения работ подрядными организациями. Они оштрафованы. Такова реальность.
Что касается перспективы, то в соответствии с программой развития систем водоснабжения и водоотведения города до 2040 года мероприятия разбиты на несколько этапов. Первый — реконструкция городских канализационно-очистных сооружений. Второй этап связан со строительством 16 локальных очистных сооружений, поскольку в рамках концессии, заключенной с «Тюмень Водоканалом», рассматривается вопрос сброса ливневых стоков в систему хозбытовой канализации с предварительной очисткой. Поэтому в текущем году будут разрабатывать проектную документацию, а в 2023 приступят к строительству. Третий этап — строительство дополнительных коллекторных систем и сооружений. Документация отчасти разработана, решается вопрос по финансированию. В результате 20-километровый городской окружной коллектор объединит все городские сети, что позволит избежать перегрузки отдельных участков и подтопления при обильных осадках или таянии снега.
— Программа развития системы водоотведения до 2040 года на все сто процентов, конечно, проблемы не решит, — считает Дмитрий Антипов. — Город активно растет, его границы расширяются, поэтому проблемы будут возникать. Но процентов на 80 через двадцать лет мы должны этот вопрос закрыть.
***
фото: Дмитрий Антипов.