Равные возможности всем детям
В среду на заседании постоянной комиссии по социальному развитию депутаты городской Думы обсудили дополнительное образование, систему сертификатов, условия, создаваемые в Тюмени для детей-инвалидов.
Рассказывая об итогах работы в 2021 году, исполняющая обязанности директора городского департамента по спорту и молодежной политике Светлана Субботина подчеркнула, что при большом количестве вариантов развития в рамках дополнительного образования соблюден главный принцип — равные возможности для всех детей. Помимо традиционных программ действуют проекты, помогающие раскрыть способности еще в раннем возрасте. Например, проект «Профориентир». Учреждения дополнительного образования работают и по актуальной теме наставничества, одной из главных в национальном проекте «Образование».
— Роль наставника сейчас приобретает особое значение, — поясняет Светлана Викторовна. — Наставником для воспитанника является вовлеченный в свое дело педагог, тренер. Он способствует адаптации и социализации детей. Сейчас более десяти тысяч обучающихся имеют наставников, в том числе и дети в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, таланты, которые тоже нуждаются в педагогической поддержке, инвалиды и сироты.
В городе создаются и сети детских технопарков. Так, в новых школах или детских садах оборудуют кабинеты, где дети могут заниматься робототехникой или занимательной биологией.
В прошлом году открыто несколько учреждений дополнительного образования. Это и центр спортивной гимнастики, и филиал школы искусств «Гармония», и новый корпус центра развития творчества детей и юношества «Бригантина».
Культура, наука, спорт, профессии — лишь часть направлений дополнительного образования. Большая работа проводится по выявлению одаренных детей, а их много: только в городской базе числится более пяти тысяч победителей различного уровня конкурсов, соревнований.
Равные возможности для всех подразумевают и готовность учреждений дополнительного образования работать с детьми-инвалидами.
— Работа в городе с детьми с ограниченными возможностями здоровья ведется на системной основе. Мы взаимодействуем со всеми общественными организациями, привлекаем и партнеров из бизнеса, — рассказывает Субботина. -Говорим о важности инклюзивного образования, которое достигается благодаря занятиям в общих группах, совместным проектам, необычным форматам. Таким как проект «Расправь крылья», который реализуется совместно с компанией FlyFamily.
Программа персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО) работает с 2019 года. За прошедшее время она претерпела ряд изменений. Так, если с самого начала ее участниками могли стать только первоклассники, то уже в прошлом году все дети от пяти до 18 лет. Увеличилось и количество организаций, которые предлагают программы дополнительного образования, пять из них частные. На выбор предоставлены 88 программ продолжительностью от 72 часов.
— Задача текущего этапа — равный доступ для всех детей, стимулирование организаций к присоединению к системе. Мы предлагаем нашим бизнес-партнерам включаться в проект и даже помогаем оформить документы. Конкуренция повышает качество услуг, — считает докладчик. — На текущий учебный год система готова оформить 14246 сертификатов, что уже сделали 8817 детей. Надо отметить, что ПФДО — новый финансовый механизм, который требует доработки. Планируется разработать упрощенную версию для частных образовательных организаций, чтобы можно было подключить к системе загородные лагеря, разработать удобные приложения для родителей и специалистов.
Депутаты проявили интерес к системе сертификатов на оплату дополнительного образования. Так, по мнению Андрея Потапова, к организациям, которые предлагают свои программы, должны предъявляться общие требования. Поддержала своего коллегу и Надежда Ачкасова.
— Желающие подключиться к системе ПФДО в первую очередь должны иметь лицензию на право образовательной деятельности, -уточнила Субботина. — Второе: подтвердить отсутствие задолженности по налогам. Eсли эти пункты соблюдены, то можно подать заявку. Далее мы подписываем соглашение, и они попадают в реестр поставщиков услуг.
Также организация должна иметь соответствующее помещение, подходящее для образовательной деятельности, а программы сертифицирует региональный оператор.
Депутата Сергея Плесовских волновал вопрос, будет ли проиндексирован размер сертификата, если цена программы вырастет. Не придется ли родителям покрывать разницу из личных средств?
— На реализацию программы, рассчитанной на 72 часа, необходимо чуть более 7200 рублей. Учреждение получает субсидию после оказания услуги. Стоимость одного часа программы — 97 рублей 14 копеек, но я хочу сказать, что еще ни одни родители не доплачивали за программу по сертификату. Мы стараемся, чтобы весь объем был учтен в финансировании программ. Именно такие и заносятся в реестр.
По оценке председателя комиссии по социальному развитию Eлены Бойко, дополнительное образование в Тюмени постоянно развивается:
— Приоритетность этого направления понятна: решается сразу несколько основных задач. Это и вовлеченность ребят в социальные процессы, и развитие каждого ребенка, возможность найти дело по душе, и профилактика асоциального поведения. Сегодня в Тюмени дополнительное образование можно получить по разным направлениям -спорт, культура, наука, цифровые технологии. Более 125 образовательных учреждений, включая школы, детские сады, учреждения допобразования, принимают участие в этой работе. Больше возможностей стало с введением в 2019 году системы получения индивидуального финансирования в виде сертификата. В основном это краткосрочные программы, но они помогают понять, насколько выбранное направление интересно. Отмечу, что показатель вовлеченности детей постоянно растет. Eсли в 2020 году было чуть больше 40 процентов, то в 2021 — уже 55. За год на десять процентов детей больше стало заниматься в творческих кружках или спортивных секциях. Прирост колоссальный, это говорит, что те меры, которые предпринимает администрация города, то, как организован процесс в школах, садах, других учреждениях, строительство и ввод новых зданий, — эффективны. Конечно, хочется, чтобы все ребята получали дополнительное образование. Но это зависит в том числе и от родителей. Им важно наблюдать за ребенком, понимать, что ему интересно, и найти учреждение, где он сможет заниматься.
***
фото: Светлана Субботина;Надежда Ачкасова;Елена Бойко