X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

О свидетелях былого

Старый дом — словно окно в прошлое. Eсли посмотреть на него, он расскажет не только о том, что было, но и о том, что будет. Но у разных людей разное отношение к этим свидетелям былого.

Сергей Бушуев, фотограф:

— Снимать старые улочки и дома начал в 2000 году. Просто так получилось, что когда был в гостях у Владислава Петровича Крапивина, он попросил меня снять несколько памятных ему улиц. Отснял еще живой тогда Банный лог, улицы Пристанскую, Пароходскую, Масловский взвоз, Нагорную. И пошло. А когда наведался в район своего детства, не нашел ни одного дома. Все было снесено и застроено новыми домами. Вот и стал пытаться сохранить уходящую Тюмень, хотя бы на фото. Что для меня старые дома? Наверное, просто кусочек детства, когда только тополя, тавреные джунгли и стук сандалий по деревянным тротуарам. Уйдут старые дома, и исчезнет старая Тюмень. Будет другой город, новый и без истории, без корней. Не дорожим мы и личной историей. Все чаще встречаю в мусоре брошенные фотоснимки.

Надежда Кузнецова, риелтор:

— У меня аллергия на старые дома. Я не знаю, с чем это связано, но если я ночую в старом доме, то появляется отек. А любоваться старыми постройками люблю. Всегда интересно, кто там жил, что происходило. По коже аж мурашки бегут!

Дмитрий Падерин, краевед:

— Старые дома бывают разные. Хрущевки — тоже старые дома, напоминающие, что в истории страны были такие периоды, когда крыша над головой была приоритетнее архитектурных решений. Так или иначе, всякий дом, старый или новый, несет в себе историю: историю дома, историю жильцов, в нем живших и живущих, работников, работавших там когда-то или трудящихся сейчас, эпохи. И памятники исторического и культурного наследия, таким образом, являются самыми что ни на есть экспонатами. Музейными экспонатами под открытым небом.

Анна Скипина, музыкант:

— Eсли обращаю внимание на старые дома, то особо не зацикливаюсь. Иногда мелькает мысль: как жаль, уже не ухаживают, как раньше, старенький.

Сергей Колпаков, предприниматель:

— По образованию я архитектор. Тюменское деревянное зодчество удивляет. Мастера работали вручную, а ручная работа -бесценна. Старые дома — это память о наших умельцах, архитекторах и народе.

Eлена Мехнина, старший продавец «Пятерочки»:

— Это все, конечно, интересно, но я за современный город. Мы живем в XXI веке! Город должен выглядеть красиво и стильно. А эти старинные дома уж давно не вписываются в общий облик. Как по мне, все их нужно снести, а на их месте построить новые, красивые здания, которыми действительно можно будет восхищаться.

Дмитрий Кукоарэ, преподаватель архитектуры ТИУ:

— Старые здания прекрасны. Особенно мне нравятся деревяшки. Это ведь наша история. И я считаю, ее нужно лелеять, реставрировать, уважать и гордиться ею. А мы то и дело стираем собственную историю. Хотя все прекрасно знают, что у нации, не помнящей прошлого, нет будущего.

Никита Тульвинский, урбанист:

— Мне кажется, все любят старые здания. Другой вопрос в том, в каком состоянии они. Всегда глаз будут радовать аккуратные отреставрированные деревяшки, а вот развалины, пусть и названные историческими, вправду портят городской пейзаж и угнетают. Строить проще, чем чинить, потому у нас сносят или же гадко осовременивают. Особенно мне больно за советскую архитектуру. Взять вот ДК «Строитель»: если его восстановить в оригинальном историческом контексте с мозаичным панно, в надлежащей архитектурной стилистике, то это ведь будет потрясающе. Но могут ведь все закрыть фасадными панелями и все. Конец прекрасной эпохе.

Илья Вершинин, студент:

— Вообще за старые дома стыдно. Представьте, приезжают к нам в город туристы, а там старая Зарека… Весь этот позор с прогнившими и сожженными домами прямо в центре города. Тюмень должна развиваться дальше, нужно отпустить уже это прошлое и идти вперед к высокотехнологичным и футуристичным постройкам.

Нина Яковлева, пенсионерка:

— Люблю я старые постройки, на их фоне чувствую себя молодой. Да и вспоминаю времена, когда все в городе было подобно им. Жизнь тогда была другая, простая такая, размеренная, счастья больше было у людей, хорошие были годы. Сейчас уже совсем не то.

Eкатерина, 50 лет, юрист:

— Старинные здания бывают разные. Eсть имеющие историческую ценность, а есть просто ветхие. По моему мнению, уникальные исторические здания (или известные тем, что в них жили или останавливались известные личности), надо сохранять, но размещать там музеи, галереи, магазинчики. А вот аварийные бараки надо сносить без сожаления!

Мария, 45 лет, юрист:

— Я против застройки исторического центра Тюмени многоквартирными жилыми домами. Надо успеть сохранить те здания, которые выжили, и использовать их для размещения досуговых объектов: кафе, частные музеи, музей одного дома. Сама жить в доме объекта культурного наследия я бы не хотела, так как привыкла к другому уровню благоустройства.

Анастасия, 26 лет, геолог:

— Старинные дома привносят изюминку. Хороший пример — кофейня «Лес» на Осипенко. Все аутентично, лаконично, кофе вкусный, атмосферное место. Приятно приехать из микрорайонов и погулять по центру с разностилевой и разноуровневой архитектурой.

Андрей Степанов, уполномоченный по защите прав ребенка в Тюменской области:

— Я коренной тюменец. Здесь я родился, учился, женился. Здесь мне дорог каждый уголок. И не только сами старые здания, но и ландшафт вокруг них. Я даже помню, где в Тюмени были раньше овраги и озерца, от которых уже и следа не осталось. Все почти как в песне: «Это все мое — родное». Мне очень нравится гулять по старым улочкам, смотреть на дома, у которых есть история. В них есть особая эстетика, особая культура жизни. Эти деревянные и каменные особнячки для меня не просто здания, а нечто такое, что соединяет поколения. Изучая эту архитектуру, можно такие исторические пласты поднять, столько узнать об истории города, о его людях. У новостроек никакого исторического прошлого пока нет. Они все одинаковы, поэтому часто кажутся бездушными. На них приятно смотреть, но издалека. Да, возле них часто встречаются удачные ландшафтные решения, но духа людей, которые долго живут здесь на одном месте, переживают общие горести и радости, пока нет. Они как вещь в себе, холодные и замкнутые. А старые дома воодушевляют одним своим видом. Они кричат: смотрите, жизнь была и без сотовых телефонов и компьютеров. И она была прекрасна. Хотя, конечно, время бежит, все меняется. Но должен быть баланс. Нельзя отказываться от своей истории.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта