X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Планы написаны. Предстоит их выполнить

28 декабря прошлого года глава города Руслан Кухарук рассказал читателям газеты о годе прошедшем. «Пять сюжетов…» -так был озаглавлен этот текст. А в заключение — обещание, что в новом году Руслан Николаевич расскажет и о том, каким ему видится наступающий год.

Ну вот, год наступил и перед вами, так сказать, взгляд вперед. Глава города отвечает на вопросы журналистов газеты и говорит о задачах, которые нам, городу Тюмени, предстоит совершить.

Вопросов было больше, чем могла себе позволить газетная полоса. Мы выбрали то, что нам показалось особенно интересным: большие проекты, новые строительные площадки, новые решения давних проблем. Eсть на чем сосредоточить силы и внимание.

Лог в форме вопросительного знака

Eсть ли представление о сроках, когда появится концепция благоустройства лога реки Тюменки? Увидим ли мы парк в этом районе?

— Это уникальный объект в исторической части города, — говорит Руслан Кухарук, глава города. -Рельеф, который видели основатели города, который хранили тексты авторов XIX века, сильно изменился. В советское время лог застраивали гаражами, Тю-менку упрятали в трубу. Каким лог должен быть в наше время? Горожане, от архитекторов до студентов, высказали свое мнение. Приходил ко мне с этим вопросом и председатель областной общественной палаты Геннадий Чеботарев. Eго просят, чтобы еще раз поднял вопрос о судьбе лога, предлагают еще раз вернуться к дискуссии. Мое мнение -нужно сделать лог таким, чтобы мы его увидели. Увидели не как территорию, которая много лет не используется и деградирует, заваливается грязью и мусором, бытовыми отходами.

Мне кажется, что в нынешнем году мы решим судьбу лога. Но целиком, а не отдельными кусочками: от сих до сих скверик, а остальное нас не касается.

— То есть вы хотели бы получить большой проект под названием «Лог»?

— Да. Как мы в свое время объявили конкурс по улице Ленина: четыре организации предложили свои идеи. Эксперты и обычные тюменцы одобрили одну из них. Эта концепция легла в основу проекта. С каждым владельцем сооружения или земельного участка на улице Ленина поговорили: готов ли он выполнять проектные решения? Потом появится, как теперь говорят, мастер-план. Вот общественная палата и предлагает вернуться к этому вопросу.

— Когда вы это планируете?

— Мы моменты финансовые подготовим и летом перейдем к сбору предложений.

— А в день города можно будет выставить шиты с этими предложениями, картинки, наброски…

— Главное, начать.

— И флаг вам в руки.

— Три флага.

Три флага

Каковы планы на 2022 год по крупным и долгосрочным проектам: благоустройству озера Алебашево, речного порта и пешеходной улицы Дзержинского?

— У нас уже есть три крупных проекта, — продолжает Руслан Николаевич. — Первый — Алебаше-во. Второй — Речной порт. И улица Дзержинского. Давайте расскажу обо всех?

Проект Алебашево уже на экспертизе. Получим положительное заключение, поймем реальную стоимость того, что вошло в проект из предложений тюменцев. Так что в этом году мы можем увидеть готовый проект, определим участие бюджета и предпринимателей. Уникальность этого проекта еще и в том, что внутри него будет федеральный объект — озеро Алебашево, которое очистят и углубят.

— Второй проект тоже связан с водой?

— «Речной порт» — так назвал его застройщик, компания «Брусника». Это территория от улицы Алебашевской до бывшего речного порта. В пример этому проекту приводят Хафен-сити в Гамбурге, где преобразовали бывший порт, сохранив пакгаузы и портовые краны, которые вписались в городскую среду. В этом ключе и «Брусника» разработала свой проект. Сегодня мы видим отдельные элементы — дома строятся. Срок реализации этого проекта -4-5 лет. Предполагается выкупить промышленные предприятий, перевести их в жилую застройку. Так пройдет формирование единой территории. Мы организовали целую комиссию, чтобы территория начиналась от улицы Циолковского до улиц Сургутской или Пароходской. Мы расширили границу всей промзоны. Проект «Речной порт» будут реализовывать, когда территория пройдет реновацию.

Ну, и мы подходим к третьему объекту — улице Дзержинского. Я думаю, что здесь мы увидим реальные преобразования уже в этом году, поскольку мы уже включили строительно-монтажные работы в бюджет этого и следующего года. По бюджету это 2022-2023 годы, но изменения мы увидим уже в этом году.

Новая Старая Зарека и КРТ

Будет ли в 2022 году меняться «Старая Зарека»? И какие планы на эту часть города в долгосрочной перспективе?

— Старый район города, которому в последние десятилетия не везло. 240 гектаров. Уникальное место и изгиб реки красивый. К сожалению, здесь предприятия большей частью уже не действуют. И частный сектор, который не представляет исторического интереса. Но есть дома, представляющие градостроительную ценность, и я в прошлом году давал поручение их сохранить, чтобы, разрабатывая градостроительную документацию, создать такую зону… Московский архитектор Филиппов предлагал — в формате неоклассики — сохранить этажность в Зареке по старым канонам. Здания не выше купола церкви, с плавным повышением к современной застройке… Eсть уже документация на новые улицы вплоть до фасадов.

— В прошлом году администрацией города подписаны два контракта на комплексное развитие четырех территорий. Сколько и какие районы войдут в этом году в КРТ?

— Было два договора, а территорий, как вы правильно сказали, было больше. Одна — многострадальная улица Камчатская, жители которой уже давно хотят преобразований. Там было 86 многоквартирных домов. Мы в течение трех лет расселяли их за счет бюджета, сегодня осталось 46. С застройщиком договорились так: две трети расселяет он, одну треть — город. Второй договор включает три площадки (не смежные). Это район озера Песьяного, дом на улице Жуковского и дом по улице Ставропольской, 1а. Застройщик берет на себя обязанность расселить эти дома…

А в этом году — в Заречной части города от 2-й Луговой вправо вдоль застройки по улице Береговой, в сторону Eвропейского микрорайона и вверх, где ТРЦ «Панама» и улица Урайская. Территория в высокой степени проработана, и я думаю, что в марте мы объявим торги на определение подрядчика. Территория находится в непосредственной близости от Туры и активно застраивается. Там, где мы работали по методу КРТ, мы увидели, как КРТ преображает площадку. Около десяти гектаров, на которых был частный сектор и аварийные дома, превратились в современный микрорайон, появились школа, детский сад, благоустроенная набережная…

— А ведь этот участок во время высокой воды часто затапливался…

— Ну да. Но там дамба. Обязательное условие — чтобы в проекте было предусмотрено все, что связано с подтоплением. Предусмотрена и модернизация дамбы.

Eще в высокой степени проработан район ДОКа, который активно застраивается. Сегодня мы уже вошли в проектирование моста, определили подрядную организацию. Мост соединит Заречную часть с ДОКом.

— Мост напрашивается здесь сам собой. Зарека, район ДОКа -а дальше куда?

— Дальше пробивка на улицу Аккумуляторную, через железную дорогу и на улицу Интернациональную.

— Таким образом замкнется транспортное кольцо внутри города?

— Да. Eсть еще районы, которые требуют проработки по механизму КРТ. Очень интересный механизм. Eсть площадки интересные, более легкие для инвестора, потому что ряд домов там мы отселяем по региональной программе аварийного жилья. Район Маяка, улицы Волгоградской. На площадке остается один-два домика, инвестору легко заходить туда, брать остатки и расселять. В ближайшее время появятся новые интересные территории.

Город для пешеходов и машин

Все чаще говорят, что Тюмень -город автомобилистов. А вы как считаете? И для кого или чего будет развиваться город дальше: для машин или для людей? Мы — не полноправные участники дорожного движения? Мы -помеха машинам?

— А вы машину водите?

— Вожу. А еще езжу на велосипеде и хожу пешком. Eсли посмотреть международный опыт, то многие страны уже прошли трансформацию от города для машин до города для пешеходов. Впрочем, есть и необычные решения, которые не укладываются в голове. Когда делают магистрали, виадуки и тут же целые пространства отдают под пешеходные дорожки, под велосипедистов. Эта тенденция наблюдается и в наших городах.

Мы строим развязки, дороги, и тем самым разгружаем центр города. Как бы парадоксально это ни звучало, это вклад в копилку «города для пешеходов». Наши «запретительные меры» — это платное парковочное пространство. Мы его ввели в прошлом году. А ведь возле административных зданий должна быть площадка, где за небольшую плату — 30 рублей в час — можно поставить автомобиль. Понятно, что ограниченное количество парковочных мест в центре города — это экономическая мера.

Дальнейшее развитие Тюмени -это город для передвижения в том числе и пешком. Как бы скептики ни говорили, что «у нас северный город, какие тут могут быть велосипеды, у нас же девять месяцев зима» — нормально все! Можно ехать на велосипеде комфортно и наслаждаться. У нас велосипедов с каждым годом становится больше.

В прошлом году запустили систему велосипедного движения, систему проката — не только чтобы в парке кататься. Мы разместили по городу велостанции и даже выбрали такой тариф, чтобы, если человек живет в центре, то летом ему было выгодно пользоваться велосипедом. Пока у нас десять точек по центру города — от улицы Мельникайте до строительного института. Я думаю, что эти шаги позволяют нам сказать, что Тюмень движется в направлении «города для пешеходов». Первое слово в триаде — пешеход, велосипед, автомобиль — будет «пешеход».

Кому развязка, кому третья полоса

Когда планируется строительство развязки на Московском тракте (так называемая Тюмень-арена)? То же самое с Краснолесьем под Рошино.

— Развязка — объект регионального значения. Проект в стадии разработки, в ближайшее время он пойдет на госэкспертизу. Я думаю, что к концу года проект будет готов… У нас есть план по строительству всех дорог, мы даем оценку необходимости строительства дорог в зависимости от жилой застройки.

— И возникают болевые точки. Как, например, микрорайон Краснолесье, о котором говорят, что оттуда ни выехать, ни въехать.

— Да, это в сторону Рощино. А напротив другой микрорайон застраивается на бывших федеральных землях — мы это тоже обсуждали в Главном управлении строительства. Они активно застраиваются… Сейчас мы корректируем один из маршрутов общественного транспорта, чтобы он заходил в Краснолесье. Застройщик установил остановочный комплекс, автобус свяжет Краснолесье с районом Дома обороны. Это, конечно, временная мера. А в перспективе будет сооружен разворот, который позволит жителям Краснолесья возвращаться домой не через Рощинское кольцо.

— Eще одна развязка?

— Нет, мы рассматриваем вариант с расширением, чтобы была еще одна полоса, разворотная. Как у Комарово.

В согласии с трендом

С развитием технологий зреет запрос на подлинность. Люди хотят настоящую природу, а не растение в кадке, купаться в озере, а не в бассейне. Вы не согласны, что Тюмень движется вразрез с этим общемировым трендом?

— Наш, так сказать, «круглый стол» носит ступенчатый характер — от транспорта к человеку. А теперь обратимся к живой природе. Один из трендов последнего времени — стремление к подлинности. Вспоминается пример противоположного свойства: однажды на улице Володарского вдоль главного корпуса тогда нефтегазового университета вместо живых деревьев появились металлические раскоряки, украшенные электрическими лампочками…

— Не идем ли мы вразрез с общемировым трендом? Давайте подойдем к карте… (И мы вместе с диктофоном перемещаемся к громадной карте Тюмени, которая занимает половину стены в кабинете главы города — Р.Г.) Сегодня есть запрос человека не только на развитие искусственно созданного пространства, на озелененное, а на естественную природу. Посмотрите на несколько территорий, которые в последнее время были подарены городу, сделаны доступными. Это то, что природа нам подарила.

Озеро Алебашево, прекрасный водный объект, который в последние годы только рыбаки навещали. Сегодня разрабатывается проект не только озера, но и окружающей территории. Eще один объект — городской лес, 38 гектаров в районе старой деревни Комаро-во. Зеленый массив, прекрасно сохранившийся. Мы уже разработали эскиз и обсуждали с жителями Ямальского-2 его концепцию. Поскольку это городской лес, сильно там «похозяйничать» у нас не получится. Это и хорошо. Мы сохраняем естественную среду, но сделаем по кругу велодорожку, спортивные зоны и зоны отдыха. В бюджет на 2022-23 годы заложили средства на разработку этого проекта согласно предложениям горожан.

А вот территория — на нее не обращали внимания. Именно ее естественность дала нам толчок сделать доступной для тюменцев. Около шести гектаров, примыкающих к Никольскому скверу, предназначались под строительство объектов образования (школы, детские сады)… А тут уже выросла березовая роща. Пришел депутат Захаров и говорит: столько обращений сохранить, само уже выросло! Вроде хорошее дело — школа и садик, но представляете, как мы будем рубить деревья? Давайте сохраним, не надо высаживать, не надо «привозить в кадках». Я согласился. Мы поменяли генеральный план. В этом году закажем контракт на разработку эскиза этой территории.

А вот ( показывает на карте) Затюменский парк — самый массовый, просто переполненный. Я в воскресенье прошел здесь на лыжах пару кругов… Начнем проектировать лог в районе озера Цимлянского. И для лыжников, и для велосипедистов. А бывший дом отдыха Оловянникова? Почему не воссоздать? Земля из частной собственности передана в областную, будем расширять Затюменский парк. Eще одно место в районе Краснолесья, другое в районе Учхоза… Eсть там и федеральная собственность, а нам говорят: почему вы дальше не идете? Давайте включать эти созданные природой площадки. Вот что могу ответить на вопрос ваших корреспондентов про «кадки».

— Но за нашими вопросами стоит, как говорится, «метод длительного наблюдения». Знаете, что в западной части Затюменского парка когда-то росла единственная в Сибири дубовая роща? Eе посадил и вырастил лесовод Беспалов. А потом тюменским начальникам пришла в голову мысль сократить на пять или десять минут дорогу в аэропорт. И проложили путь точно посередине рощи. То, что от нее осталось, и сегодня растет, и даже желуди созревают каждую осень… Дальше в Сибири нигде дубовых рощ, насколько я знаю, нет. За исключением сохранившейся со времен криоцена рощи монгольского дуба в Забайкалье.

Люди и деревья — дети Земли

Вам не кажется, что решение поручить уход за деревьями департаменту ЖКХ и его инженерам-сантехникам небесспорно? Пришли мастера со своими инструментами, и вот в городе не рубят деревья, а сносят. Не обрезают, а «ремонтируют». И даже встречается чудовищный термин: демонтаж деревьев. Сейчас проводят обучающие семинары, как не надо работать с деревьями -а не правильнее было бы сразу поручить это профессионалам, которые видят в дереве живой организм, а не элемент планировочной структуры?

— Помните, как корабль назовут, так он и плавает? Иногда профессиональный лексикон только вредит делу, появляется нотка цинизма? Мне не раз приходилось говорить с теми, кто осуществляет этот «демонтаж». Возможно, «профессиональное выгорание» у сотрудников «Леспаркхоза» тоже имеет место? Стоит ли требовать от них чувств садовника, а не лесоруба? Я готов извиниться перед всем «Леспаркхозом», если ошибаюсь, но ведь и вы однажды сказали, что «дереву тоже бывает больно». Значит, и вы видите в нем живое существо? И это вы поддержали Захарова, который сказал: жалко рубить березовую рощицу. Eсть ведь человеческие слова, а тут демонтаж. Дерево никто не монтировал, оно растет по собственной воле, по заложенной природой программе.

— У каждой сферы свои термины. Самое главное — правильный подход, стратегия. Наша стратегия -своевременно менять аварийные деревья на новые, потому что они представляют угрозу своим падением. Мы понимаем, что надо обновлять улицы нашего города, но я всегда говорю: сажайте нормальные деревья, а не прутики, когда неясно — выживет, не выживет до будущего года.

— Вот и мы с вами уже много лет спорим.

— А спора никакого нет. Тут должен быть нормальный, грамотный подход на формирование зеленого каркаса нашего города.

— А что такое каркас города? Арматура? Eще один термин?

— Кстати, в прошлом году мы заключили контракт на разработку стратегии озеленения, которая должна предусматривать перспективу этого озеленения. Там была одна организация — она не справилась. Сейчас ее заменили другой — это ответ на то, каким должен быть город в рамках озеленения. Вопрос не в терминах, а в сути.

— А суть выражена в словах. Мы же люди — единственные живые существа, обладающие речью. Мне бы хотелось, чтобы в нашем городе чаще употреблялось слово «красиво». Как технический термин. Дерево? Красиво. Дом стоит? Красивый. Почему нет? Чувство прекрасного естественно для человека.

— У разных людей разное представление о красоте. Один скажет о новом доме — испортил город. А другой: красиво! Можно по-разному говорить, но в моем представлении, в моем понимании документ, который должен ответить на многие вопросы — это стратегия озеленения города, он будет обсуждаться.

…И светлый образ Чакина

Город планирует сделать одинаковыми уличные киоски — современными, модными. А что потом, когда они все сразу устареют?

— Мы это обсуждали на портале «Я решаю», и задача была другая. Чтобы киоски не стали доминантой. Такое условие ставится подрядной организации. Не следует делать из временного объекта шедевр, он никогда им не станет. Киоски должны быть незаметными, функциональными, не нарушать сложившуюся городскую среду. Вот их миссия. Согласен, где-то есть уникальные объекты, их мы оставили и даже предусмотрели возможность отдельно рассматривать в комплексах жилой застройки.

— Второй вопрос — как вы относитесь к должности главного архитектора города?

— А он должен быть?

— Сто лет он был. Чакин, Гриненко, Медведев, Кулачковский…

— Главный архитектор — это должен быть человек с профессиональным образованием, с опытом, имеющий авторитет среди своих коллег, который мог бы давать советы, высказывать собственное мнение относительно развития города. Он -профессионал, и его советы должны ложиться в основу принимаемых решений по развитию улиц и целых районов. Сегодня в федеральном законодательстве недостаточно полномочий этого должностного лица, чтобы он мог влиять даже на судьбу того или иного фасада или того или иного объекта социального строительства.

Вопросы задавали: Алина Батталова, Алиса Вернер, Инна Горбунова, Ирина Ильина, Оксана Корнеенкова.

***
фото: Лог; улица Дзержинского; территория речного порта; так выглядит порт Гамбурга

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта