X

  • 02 Июль
  • 2024 года
  • № 70
  • 5569

Тюменские истории от Алевтины Юрчак

Известные персоны, события, которые так или иначе повлияли на Тюмень, яркие акварели городских картинок, подсмотренных в разные сезоны.

А еще кошки, много кошек, которые так похожи на людей, — но все это вместе лишь малая толика картин тюменской художницы. Выставка открылась в первых числах февраля в информационно-библиотечном центре для молодежи, что на Червишевском тракте. Сама художница о себе рассказывает не много, больше приглашает рассматривать картины, которые, по ее словам, выполнены в жанре иллюстративной графики, используются в полиграфии. В подтверждение показывает календари. Вощеная белоснежная бумага как нельзя лучше передает одновременно прозрачность и яркость акварели. Фонтан в осеннем сквере, набережная и горожане, которые наблюдают за течением вод, а вот совсем далеко от нас и вряд ли уже сохранились — резные ворота у дома в Зареке.

— Это я рисовала еще в институте, с настоящих ворот, дома, -поясняет Юрчак. — Использовала смешанную технику — пастель, карандаши.

Совсем иные ощущения дарят картины с птицами. Художнице удалось запечатлеть ощущение сиюминутности — свиристели, синицы, воробьи, снегири вот-вот вспорхнут и улетят. Мы на улицах увидим других. Таких же наблюдали горожане и три сотни лет назад.

Надо сказать, что для художника большая смелость взяться за создание картин на основе исторических событий. В нашем городе много историков и краеведов. Они очень щепетильны в вопросах фактической достоверности. Но Алевтина Владимировна оставляет себе поле для маневров, говоря, что ее картины не претендуют на звание исторической реконструкции. Она как художник имеет право на свободу, фантазийное выражение. И тем не менее пришлось изучить много материалов, чтобы донести главное — идею.

— Мы с писателем Eленой Дубовской где-то в 2017 году задумали историческую книгу для подростков, чтобы включить в нее различные события из жизни Тюмени, -рассказывает художница. — Труд уже написан, осталось только напечатать. Для издания я подготовила иллюстрации, которые и представлены на выставке. Eлена выбрала персонажей, сюжеты, подготовила текст. Далее была моя работа: я искала фотографии или портреты. Например, непросто было создать образ композитора, пианиста, дирижера Александра Алябьева. На портретах он выглядит по-разному. Пришлось потрудиться — вычленить общие черты, поскольку он композитор, то изобразила его сидящим за фортепиано.

Александр Александрович был нашим земляком — родился в Тобольске. В отличие от него поэт Константин Бальмонт оказался в Тюмени лишь единожды. Здесь он выступал перед ценителями поэзии. То был ноябрь 1915 года. На тумбах афиши с анонсом его выступления были приклеены клейстером, которые варили на муке. Козы, свободно ходившие по городским улицам, буквально съели афиши. Он упоминал этот эпизод в своих мемуарах, а в прессе коз назвали бальмонистками. На картине Алевтины Юрчак поэт-символист так и изображен: у тумбы с листком в руках в окружении коз, которые жуют бумагу.

Герхард Фридрих Мюллер (Миллер) — известный ученый, историограф. Именно он открыл для потомков ремизовские рукописи. У него были очень сложные отношения с Академией наук и художеств. А все из-за доклада, в котором он, изучив архивные документы, пришел к выводу о скандинавском происхождении основателей русского государства, так называемая нормандская теория. В фильме про Ломоносова эта история подробно изложена, а Мюллер там показан отрицательным героем. На картине же он перед нами немного растерянный, в парике, с охапкой книг и свитков в руках на фоне крестьянской избы где-то в Сибири.

Совсем другим — спокойным и дружелюбным, изображен неизвестный бухарец с кошкой на руках и верблюдом на заднем плане. Художница говорит, что кошек привезли с собой в Тюмень бухарцы, коими называли всех выходцев с Востока. Первые животные появились в Бухарской слободе, поэтому их и называли бухарские кошки. Они сейчас известны как сибирские. Со временем у животных появился толстый подшерсток, который помогает выживать им в суровые зимы.

А вот другие картины из событий, оставивших след. Июль 1907 года, Всемирный автопробег Пекин — Париж. В Тюмень прибывает блистательный князь Боргезе. Eго появление на четырехколесном чуде техники вызвало небывалый интерес. Автомобилисты хотели доказать, что за машинами будущее. Это, собственно, и случилось, только вызывает уже совершенно другие эмоции.

Оксана Корнеенкова

Прогресс не остановить, доказывает это и следующий сюжет. Июнь 1912 года, тюменский ипподром. Толпа наблюдает — нет, не за скачками, а за полетом французского аэроплана, как его тогда назвали — желтая стрекоза. Чтобы воспроизвести сюжет, Юрчак отыскала фотографии старого ипподрома, кадры из городской жизни и воссоздала — как то могло быть. Уточняет — это примерное воспроизведение.

В коридоре, который ведет в выставочный зал, стены украшают 18 иллюстраций к книге Eлены Дубовской «Сказки кошки Анфиски». Кошка рассказывает маленькой девочке Алисе городские и не только городские истории. В собирательном образе домашнего питомца и рассказах каждый находит что-то для себя. Например, Анфиса рассуждает о том, кто придумал кофе с молоком. Или вот другой сюжет — кошка сидит в кресле и читает газету. Все это очень по-человечески и тепло, а потому никого не оставляет равнодушным.

***
фото: Анфиска наблюдает за молоком, которое льется в кофе;Птицы напомнят о том, чтобы мы ценили каждый момент

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта