Вальсы и гимны белых ночей
На музыкальной экскурсии по «ночному Санкт-Петербургу» мы в субботу побывали в филармонии.
Цикл ночных концертов Тюменского филармонического оркестра знакомит слушателей с музыкальной культурой городов мира. Первым, в ноябре 2020 года, был шумный и пестрый «Багдадский праздник». Затем — темпераментная «Ночная музыка Буэнос-Айреса» и полный романтики «Вечер в Неаполе». В нынешнем сезоне цикл программ будет посвящен городам России. Первый из них — Санкт-Петербург, как место роскошных балов и зарождения русского хореографического искусства.
Филармонический оркестр под управлением Алексея Карабанова начал концерт фрагментом из оперы Глинки «Жизнь за царя». Опера была поставлена в 1836 году на сцене Петербургского большого театра, считавшегося тогда лучшим в Eвропе по акустике. Однажды на одном из балов в Варшаве император Николай Павлович увидел Феликса Кшесинского, блистательно исполнявшего мазурку. Польские танцы вошли в моду на придворных балах. В опере Глинки, первой русской опере, поставленной на сцене Мариинского театра, тоже звучат краковяк и мазурка.
Тему бала продолжил дивертисмент из балета Чайковского «Лебединое озеро». Середина дивертисмента — тоже бал, но, кроме мазурки, там звучат испанский, неаполитанский танцы и венгерский чардаш.
С Мариинкой связана и история балета «Щелкунчик». Директор императорского театра Иван Всеволожский в 1891 году после грандиозного успеха «Спящей красавицы» предложил Чайковскому написать еще один балет, им и стал «Щелкунчик». На балу в сказочном дворце Конфитюренбург и танцуют всевозможные сладости. Танцы так и называются — шоколад, мокко, леденец на палочке, датский марципан. Даже знаменитый вальс цветов исполняет принц Оршад (был такой молочно-апельсиновый коктейль) и фея Драже.
— Представьте себе все эти сласти и наслаждайтесь, — обратился к слушателям Алексей Карабанов. Этой музыкой и правда невозможно не наслаждаться.
С музыкой из балета Глиэра «Медный всадник», созданного в 1943 году, связана история современного Санкт-Петербурга. Музыка, которая звучит в конце балета, получила название «Гимн великому городу». И когда в 2003 году выбирали гимн Санкт-Петербурга, жители города проголосовали за музыку Глиэра.
***
фото: Филармонический оркестр;Алексей Карабанов.