«Запорожец» пишет письма турецкому султану
Эта модель автомобиля была символом 60-х годов.
В музее ретромашин компании «Дина» более 64 экспонатов — старых моделей автомобилей, мотоциклов, велосипедов. «Запорожцев» среди них всего три — 965-й, 968-й и 968М, хотя модельный ряд у этой марки значительно больше. Одни версии выпускались в массовом варианте, другие в ограниченном, даже эксклюзивном.
— Советский «запорожец» был собран из «фиата-600» и «фольксвагена-жук», — рассказывает Александр Поздин, администратор музея. — И тот, и другой были хороши для европейских дорог, но не годились для наших. Автомобиль, сконструированный и собранный на Запорожском автомобильном заводе «Коммунар» в начале 60-х годов, переднюю часть кузова в виде багажника взял от итальянского собрата, модель двигателя и заднюю часть — от немецкого. А подвеску усилили.
Четыре первых варианта «запорожца» — модели ЗАЗ-965, 966, 967 и 968 (экспортный вариант «Ялта») были родом из СССР. Они выпускались до 1991 года. За свой внешний вид они получили прозвища: таблетка, чемодан, горбатый, ушастый, луноход. С развалом Советского Союза «запорожец» стал иномаркой, что тоже служило поводом для шуток, однако на заводе его модифицировали, так появилась модель 968М, ставшая прообразом «таврии».
Автолюбители почитали «запорожец» за экономичность во всех смыслах этого слова. Он мало тратил бензина — около пяти литров на сто километров. И был значительно дешевле других машин. Eсли вазовские модели стоили 2500 рублей и больше, то «луноход» можно было приобрести всего за 12001400 рублей.
— Мне в детстве удалось на этой машине поездить, — говорит Александр. — Не за рулем, конечно. Сосед нас, мальцов, на ней катал. А иногда возил нас с отцом на рыбалку. На отцовской «Волге» по разбитым дорогам и колдобинам не проедешь. А заднеприводные «запорожцы» грязи не боялись. Хотя мощной эту машину не назовешь, в ней всего 27 лошадиных сил, у мотоцикла «Урал» и то больше. Но до ста километров в час по ровной дороге запорожец разгонялся. Комфортом он тоже не баловал, в жару двигатель часто перегревался и глох, потому что система охлаждения у него воздушная. Зато зимой на рыбалке был незаменим. Машина эта настолько легкая, что на ней не страшно было выезжать на лед. Специально для любителей подледного лова в центре салона в полу был сделан люк. Открываешь его и можно рыбачить в мороз, не выходя из машины.
У «запорожцев» была, по словам Александра, еще одна фишка, только ее придумали не конструкторы, а сами водители: в топливных баках они просверливали отверстия и вкручивали в них винтики, чтобы при необходимости сливать бензин.
***
фото: Слева направо «запорожцы» моделей 965, 968 и 968М.