Не лавандой единой жив человек
Когда Инна Мухина увлеклась ароматерапией, о коронавирусной инфекции и ее последствиях еще никто не знал. Теперь же знания и навыки Инны Викторовны вдруг стали необычайно востребованы.
Мухина — врач-педиатр, прошла курс усовершенствования врачей по клинической ароматерапии, имеет несколько научных публикаций в специализированных медицинских журналах. Документ об окончании обучения в международном институте профессиональной ароматерапии позволяет ей использовать методики центра ароматерапии «Ирис» (это российская компания, инновационный научно-производственный холдинг со своей учебно-методической и клинической базой, уже 27 лет успешно работающий на рынке) — не только ароматерапию, но и аромапсихологию, аромакосметологию, ароматрихологию. В 2018 году Мухина организовала собственное дело — ООО «АромаРадуга».
— Я работаю с теми пациентами, кто сам для себя тоже готов что-то делать, — предупреждает Мухина. — К сожалению, в нашем обществе сформирована культура, при которой «я-болен-мне-нужна-помощь-пусть-врач-лечит-меня», но сам я ничего делать не буду. Только активное сотрудничество врача и пациента приводят к положительному результату.
Ароматерапия считается малоизученным направлением восстановительной медицины. Эффект применения ароматерапевтических средств реализуется через нервные рецепторы обонятельной зоны носа, которые воспринимают информацию и передают в ЦНС (обонятельный центр). Натуральные эфирные масла стимулируют синтез медиаторов, регулируют тонус нервной системы, запускают процесс саморегуляции в организме.
Масла подбираются индивидуально через тестирование. Человек вдыхает определенные смеси эфирных масел и сообщает, нравится, не нравится или нейтрально. На основании анализа обонятельной реакции пациента врач делает вывод о его психоэмоциональном и даже физическом состоянии и может составить персональную оздоровительную программу.
— То есть существует какой-то механизм взаимодействия обонятельных рецепторов с молекулами пахучих веществ эфирных масел?
— Да, в этом и заключается суть метода: эволюция отшлифовала в нас те обонятельные рецепторы, которые подходили к компонентам растительного и животного мира и позволяли оптимально поддерживать жизнедеятельность организма (один из механизмов адаптации). Пахучие молекулы при взаимодействии с рецепторами обоняния начинали играть эволюционную роль. Сегодня, узнавая вещество, человек, по сути, отбирает компоненты, жизненно необходимые ему. Выбранные им вещества можно охарактеризовать как вещества, являющиеся частью его обмена веществ. Интуитивно, на уровне «нравится-не нравится», человек безошибочно определяет, что для него «лекарство», а что «яд», -поясняет Инна Викторовна.
Прожить без обоняния можно, но его отсутствие существенно влияет на качество жизни. И не только.
В классической медицине оценка обоняния рассматривается как метод ранней диагностики, когда у человека еще нет жалоб. В 2011 году ученые института проблем передачи информации имени Харкевича высказали предположение о прямой взаимосвязи активности обонятельных рецепторов и состояния организма. Расстройство обоняния наблюдается на начальном этапе развития многих неврологических заболеваний, задолго до того, как проявятся другие клинические симптомы и значительно ухудшится работа мозга, а потому контроль за состоянием обоняния приобретает особое значение.
Нарушения обоняния — ранний маркер развития нейродегенеративных заболеваний. Поэтому разработка простых и доступных способов оценки обоняния приобретает особое значение.
Доказано, что из-за нарушения обоняния развивается состояние тревожности. Стойкие депрессивно-подобные изменения — вплоть до депрессии! — объясняются и отсутствием положительных эмоций, обычно получаемых нами от сенсорной стимуляции.
Проведя ароматестирование, можно выявить предрасположенность к развитию заболевания и своевременно минимизировать риск. К примеру, тестирование покажет, что человек живет в состоянии хронического стресса, а это путь к артериальной гипертонии.
С начала пандемии, говорит Мухина, самыми частыми стали жалобы на нарушение обоняния, потерю волос и астенизацию. Важно понять, что ароматерапия не заменяет медикаментозного лечения, она является одним из альтернативных дополнений к медикаментозной терапии. Ароматерапевтические приемы с эфирными маслами являются более эффективными, когда используются в комплексной терапии с научной медициной и изменением образа жизни, говорит Инна Викторовна.
То есть если вы переживаете кризисную ситуацию, то надо ее решать с психологами, юристами, одним запахом лаванды тут не помочь. Но снизить интенсивность переживания, наладить сон -вполне возможно и зачастую достаточно. Человек начинает высыпаться, меняет пищевое поведение -и жизнь налаживается.
Доктор Мухина предупреждает: полезны только эфирные масла природного происхождения. Их применение дает хороший эффект при грамотном, щадящем воздействии на организм. В то время как дилетантские рекомендации (например, вдыхать поочередно каждой ноздрей разные масла) могут привести к отеку и даже ожогу слизистой носа.
Инна Викторовна обеспокоена работой сетевых компаний, для которых в приоритете построить бизнес, а не помочь человеку стать здоровым. А потребителю бывает нелегко разобраться, что не всякая тетенька в белом халате -врач, и не все, что берешь из ее рук — лекарство.
Эта проблема плавно перетекает в следующую — адекватность. Обычному человеку тяжело сделать правильный выбор, так как не понятно, кто тебя лечит или учит. Никто не отменял важность медицинского просвещения. Вот почему доктор Мухина проводит по субботам мастер-классы на небольших площадках.
А в оставшееся время Инна Викторовна создает духи. Вот такое у нее хобби.
На ваших глазах происходит что-то интересное?
Звоните нам по телефонам 46-80-50, 29-70-52, 46-49-94