О вреде псевдопсихологов
Когда моя дочь была мала, моя мама как-то произнесла: «Как мы вас вырастили без невропатологов, аллергологов, психологов?» Не сказать, что пионерская и комсомольская организации, школа прямо закаляли, но быть самостоятельными с детства, ответственными и дисциплинированными приучали и научили. И не ходили раньше по психологам…
Не только же у меня лента новостей в социальных сетях заполнена предложениями и рекламой о психологической помощи и борьбе с тревожностью от страха перед наступившим настоящим?
Полчища психологов ринулись осваивать интернет-просторы по новой теме, возникшей после Дня защитника Отечества. Никто не отрицает, что за время пандемии они в целом хорошо продвинулись в маркетинговых приблудах, а видимая легкость зарабатывания денег посредством ноутбука и веб-камеры создала иллюзию, что врачевать чужую душу может каждая кухарка.
Да что там кухарка? Деточка Алиса Теплякова, десяти лет от роду.
Живое доказательство, что с образованием в стране серьезные проблемы. Ценность базового обучения по специальности, когда студент получал знания на лекциях и семинарах, готовя дипломную работу, сведена до галочек в опросном листе.
Родители 10-летней студентки МГУ сумели сделать из дочери по всем законам маркетинга бренд ребенка-вундеркинда и раскрутить его.
Как-то там она учится в МГУ, если родитель ее первую же сессию превратил в медийный скандал. Но когда прошла информация, что Алиса будет проводить консультации по психологии за 50000 рублей, я, признаться, не поняла: это он о чем?
А оказывается, люди времени не теряют и по законам брендирования продукта продолжают работать в этом направлении. За год психфак МГУ ребенок явно не осилит. По сообщениям газеты «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», девочка Теплякова уже получила свидетельство «педагога-психолога» в ООО «Центр развития педагогики в Санкт-Петербурге». При получении «свидетельства» за «проверкой знаний» стоит лишь 15-минутный тест, который может пройти любой обученный грамоте человек. То есть это не документ об образовании как подтверждение того, что его владелец — специалист, это свидетельство о прохождении теста, навыка поставить галочки в опросном листе.
Как предотвратить массовое появление детей-психологов? Будут ли желающие пойти на консультацию с 10-летним психологом?
С этими вопросами я обратилась к Александре Зольниковой, практикующему детскому психологу, которая, впрочем, не стесняется называть себя начинающим детским психологом. А еще она мама девятилетнего сына.
— С точки зрения диагностики личность Алисы Тепляковой однозначна — это ребенок. Это видно по тому, как она говорит, как себя ведет. Никаких выдающихся способностей, присущих одаренным детям, у нее нет. О каком уровне консультирования может идти речь, если мы говорим о ребенке? У которой не то что жизненного, никакого опыта пока нет. Она не посещает школу, не находится в среде сверстников, социально не адаптирована. Даже ее словарного запаса, как видно из многочисленных интервью, не хватает для выражения мыслей и эмоций. Это объяснимо, в ее возрасте дети еще только учатся понимать себя, окружающих и выражать это словами. Поэтому так важно привлечение родителей к консультации в детско-родительских отношениях.
Мое мнение, подытожила Зольникова, что Алису нужно оставить в покое, дать ей прожить свое детство.
В общем, не каждый, называющий себя психологом, является таковым. Но каждый, предъявляющий скан некоего документа, может назвать себя кем угодно.
Eсли хочется сводить ребенка к психологу или самому нужна помощь, то лучше обратиться к услугам настоящих специалистов, сведения о которых есть на достоверных сайтах в интернете.