Учитель — звучит гордо… и сложно
День самоуправления в первом корпусе школы N 9 на улице Павлова — давняя традиция. Пока женская часть педагогического состава получает поздравления, цветы и конфеты, в школе хозяйничают старшеклассники.
Я сама выпускница 9-й школы, знаю, что день, когда ученики становятся директорами, завучами и учителями, принято проводить раз в год — к 8 Марта. И что звание учителя нужно заслужить: учиться на четверки и пятерки. Десятиклассники учат начальные классы, одиннадцатиклассники — с пятого по девятый. Как быть троечникам? Их ставят в помощники юным учителям, просят следить за порядком и успокаивать непослушных.
— В этом году мы на оценки не смотрели, просили ребят выбрать те предметы, которые им интересны и понятны. По классам они тоже распределились самостоятельно: по два-три человека на один урок, чтобы учителями побывали все школьники, — говорит Оксана Баламутова, учитель биологии и химии. — Старшеклассники ответственно подошли. Ксения Филина на физике рассказывала о спектральном анализе света: почему происходит свечение того или иного диапазона. Найти квантовые постулаты Бора не смогла, пришла ко мне в кабинет химии и попросила помочь ей с постулатами. Когда разобралась в теме, сказала: «Теперь я смогу объяснить спектральный анализ света другим».
На биологии и химии дублеры отработают параграфы, школьники ответят на вопросы и сдадут тетради, продолжает Оксана Михайловна. Учителям важно, чтобы учебный день не пропал.
— Когда дети увидят, что к ним пришел подготовленный человек, то будут вовлечены в урок. Конечно, если старшеклассник веселится, ничего интересного и полезного не рассказывает, то и ученики шумят.
…На уроке русского языка в шестом «б» тишина. После звонка школьники стоят у своих парт, ждут от учителя заветное «здравствуйте, садитесь». Константин Eвтушенко открывает журнал и отмечает присутствующих. Затем намечает план на ближайшие 40 минут: «н» и «нн» в причастиях, упражнения у доски и небольшая самостоятельная работа. Ученики один за другим выходят к доске, если отвечают неправильно, Константин объясняет, ведь лучше запомнить правила сейчас, чем ошибиться на самостоятельной. Или на ОГЭ и EГЭ.
После самостоятельной Константин Eвтушенко собирает листочки и быстренько проверяет их на перемене. Без двоек не обошлось — двое мальчишек чуть ли не в каждом слове совершили грубые ошибки.
— Я передам оценки учителю, попрошу Любовь Владимировну дать им возможность исправить двойку, -говорит одиннадцатиклассник. -Представляю, что ребята расстроятся из-за плохой оценки.
На перемене учителя собираются у расписания. Мария Кондратьева, учитель третьего класса, жалуется, что она и двое ее коллег не справляются, дети шумят, на уроках грызут яблоки. Тогда завуч по воспитательной работе Сергей Ульянов обещает заглянуть к третьеклассникам на следующем уроке.
— На математике второклашки сказали, что хотят играть, не нужны им наши примеры, — рассказывает Анна Номерова. — На перемене мы пообещали им поиграть в «Хитрую лису», чтобы наладить контакт. Получилось! Уже на окружающем мире тянули руки, хотели отвечать.
А чем же занимаются настоящие учителя в день самоуправления? Помню, когда ученицей была я, педагоги зачислялись в 12 «а» класс, сидели в кабинете географии и пили чай. Eсли становилось скучно, то играли в карты, бегали по коридорам, садились на подоконники (чего в школе делать категорически нельзя) и красили ресницы тушью.
— Мы отдыхаем, — говорит учитель начальных классов Марина Коновалова. — Мы сидим в фойе, подслушиваем, хорошо ли ребятишки себя ведут. Старшеклассники молодцы, отлично справляются.
***
фото: Не все соблюдали дисциплину на уроках, Артур вот ел яблоко; учителя Илья Радько и Константин Евтушенко; учителя начальных классов отдыхают от уроков; ученики третьего класса играют в хитрую лису.