X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Скерцо с обаянием романтики

«Eго мелодии пластичны и красивы, гармонии свежи и красочны», — так пишут критики о творчестве Феликса Мендельсона.

Полное имя этого немецкого композитора вспомнят, наверно, немногие — Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди, зато почти все знают его марш, который называют свадебным. Хотя надо сказать, что сам композитор таким его не задумывал. Музыка была написана в 1842 году к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», марш был одной из ее частей. Но пять лет спустя, в 1847-м, композитор сделал, как сейчас бы сказали, удачный пиар-ход, использовав фрагмент во время одного из бракосочетаний в англиканской церкви Святого Петра графства Девон на юго-западе Англии. Жених и невеста были люди простые, об их бракосочетании никто бы и не вспомнил, если бы не тот марш. Через десять лет он стал настолько популярным, что прозвучал на свадьбе прусского короля Фридриха Вильгельма IV и английской принцессы Виктории Адельгейды — старшей дочери королевы Виктории. С тех пор имя Мендельсона у многих ассоциируется только с этим произведением, хотя его музыкальное наследие намного богаче.

С произведениями композитора, написанными для скрипки и симфонического оркестра, слушатели тюменской филармонии познакомились на концерте, который состоялся 11 марта. Соло на скрипке исполнял Михаил Гантварг, народный артист России, заведующий кафедрой скрипки и альта Санкт-Петербургской консерватории.

Вообще, скрипичные сочинения в творчестве Мендельсона (преимущественно пианиста) — большая редкость. Но в программе «Феликс Мендельсон Гала» прозвучали произведения, которые называют выдающимися скрипичными. Первой в этом ряду стоит увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера». Eе композитор задумал во время посещения острова Стафа в Шотландии, где находится знаменитая пещера с высокими базальтовыми колоннами и чистейшим подземным озером. Тот, кто бывал в пещерах, может различить в мелодии эхо, отражающееся от гулких сводов, представить мистическую темноту гротов, услышать гул ветра, врывающегося внутрь во время непогоды.

Трепетное отношение композитора к природе, ее вдохновенно-романтическое и взволнованно-лиричное описание легко читаются и в концерте для скрипки ми-минор, которое сравнивают с выдающимися скрипичными концертами Баха, Брамса, Чайковского. В нем есть и строгость классической формы, и противоречащая ей живость эмоций, и почти назидательная патетика, и детская непосредственность. Этот концерт для скрипки с оркестром называют музыкальным шедевром. Сколько ни раскладывай его, ни анализируй, все равно останется нечто необъяснимое.

Михаил Гантварг, лауреат международного конкурса скрипачей имени Никколо Паганини, завораживал слушателей своим общением со скрипкой. Казалось, они вдвоем не музыку исполняют, а сообщают нечто важное о законах мироздания. Зрительный зал слушал этот диалог затаив дыхание.

***
фото: Выступает Михаил Гантварг.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта