Свободные художники
Тихая гитарная мелодия не прерывает спокойного и такого же тихого разговора, тихой радости встречи. Люди радуются, увидев друг друга, радуются, глядя на прекрасные виды родной природы: образы городов, лесов, полей, — это фотографии на стенах.
Так проходило открытие фотовыставки «Душа России» в Тюменском драматическом театре. Даже маски не мешают признать тех друзей, кого, казалось, потерял в пандемийной изоляции и суете последних дней. Мир меняется, мы изменились… Но в стенах театра происходит волшебство, которое способно совершить только подлинное и чистое искусство. Как это важно сейчас.
Сейчас у нашей действительности другой информационный и визуальный фон, другие мотивы. Но талант авторов этих произведений (иначе не назовешь фотографии, представленные на выставке) Ирины Стин и Анатолия Фирсова заставляют забыть о суете и напряженности. Обращают к самому главному — к собственному сердцу, к душе.
Честно говоря, я не помню, чтобы фотография была словно картина (многие выступающие на открытии экспозиции в своих речах сбивались на это определение -«картина»), выстроенная по всем законам живописного жанра: композиции, света, красок, глубине замысла, определенному углу зрения. Как это так получилось у них?!
Для меня и для многих, кто пришел на выставку, Ирина Стин и Анатолий Фирсов — имена незнакомые. Да и кто знает фотографов по именам? Чаще всего это люди далеко не публичные, известные только в своем сообществе. Например, Прокудин-Горский стал популярен только в 21-м столетии, хотя родился аж в XIX веке.
А эти люди — наши современники. Их не стало буквально несколько лет назад. В интернете, который теперь всегда нам в помощь, о них написано много. Но к сожалению, нет ни одной фотографии, чтобы можно было бы поделиться. Просто нет по определению. Ведь они не снимали на смартфоны, не выкладывали кадры в сеть. Их наследие — в книгах и журналах советского периода, а еще в слайдах и пленке, которые были переданы нашему земляку Аркадию Григорьевичу Eлфимову, меценату, историку, председателю благотворительного фонда «Возрождение Тобольска». 28 лет он возглавляет фонд, находит и обнародует уникальные жемчужины культуры и истории России, которые формируют наше наследие. Мы можем назвать себя счастливчиками: нам дано обладать тем, чего даже в столицах не было. Редкие издания, как, например, недавнее — «Eвангелие Достоевского» в 3-х томах, А. П. Чехов «Остров Сахалин», многотомный альманах «Тобольск и вся Сибирь», «Галерея исторической живописи». Или редкие картины, или, как сегодня -фотографии. Каждое его приобретение имеет свою историю, легенду… Наследие Ирины Стин и Анатолия Фирсова — не исключение.
Эти два незаурядных человека соединили свои жизни еще в юности и с тех пор вместе творили на протяжении полувека, вписав в историю отечественного фотоискусства одну из самых красивых страниц.
Ирина Игоревна Стин (24.07.1932 -17.07.2010) и Анатолий Васильевич Фирсов (27.05.1931 — 09.04.2011) -мастера цветной фотографии, признанные в нашей стране еще в тот период, когда она называлась Советский Союз. Фотохудожники являются авторами книг по городам «Золотого кольца»: «Кострома», «Ярославль», «Ростов Великий», «Суздаль»… В 1970-х годах издательство «Аврора» (Ленинград) выпустило в свет книгу «Золотое кольцо» для иностранных туристов, украшенную фотографиями этими мастеров. Потом вышла книга о Сергее Eсенине, также проиллюстрированная работами И. Стин и А. Фирсова. Так получилось, что Ирина Игоревна, несколько лет назад попав в автокатастрофу, повредила позвоночник, долго болела и умерла летом 2010 года. Анатолий Васильевич всего на 8 месяцев пережил супругу. Eдинственную в их жизни персональную фотовыставку под названием «Душа России» И. Стин и А. Фирсов успели организовать в Москве в конце 2004 — начале 2005 года.
В Тюменском драматическом театре эту экспозицию можно увидеть благодаря фонду «Возрождение Тобольска».
Очень любопытно, что авторы снабдили свою выставку предисловием, которое можно считать и манифестом всей их творческой и человеческой жизни.
«Наша фотография чиста и правдива — это настоящая фотография. В строгом понимании термина, наши фотографии не относятся к «документалистике». Однако каждый наш снимок — это документ, свидетельство момента жизни на земле. Мы никогда не прибегали ни к каким техническим фокусам или спецприемам. Мы снимаем людей, памятники старины, природу. Все они — свидетели своего времени и его лицо. Мы снимаем пейзажи, потому что очень любим природу. Мы снимаем древнюю архитектуру, потому что она содержит в себе тайну времени и это вызывает чувство особого почтения. Мы снимаем людей, потому что сострадаем им и радуемся их радостью.
Мы снимаем и очень жалеем животных, потому что нет ничего на свете более незащищенного от человека, чем их жизни…
Так же, как сами собой определились наши темы, так же естественно сложилась и линия нашей судьбы: мы никогда не работали в штате, а были и остаемся «свободными художниками». Это положение давало нам достаточную свободу и независимость, что было крайне нежелательно и пресекаемо властями тех далеких лет. Но мы удержались в этом качестве и всегда были счастливы этой свободой…
…Наверное, представляя тихий мир своих фотографий, наивно надеяться и даже верить, что они кого-то окликнут, кого-то утешат, кого-то удивят и обрадуют. Может быть, заставят почуять дух Родины с ее цветами и запахами, мокрой травой и радугами, с ее слезами и радостями. И тогда не только станет понятна наша собственная пуповинная привязанность ко всему этому.
Мы вместе уже пятьдесят лет! Остаются книги, плакаты, открытки, буклеты. Все эти годы — в наших фотографиях. И каждая говорит о дне, о часе, обо всем, что так бесценно».
***
фото: Работы Ирины Стин и Анатолия Фирсова на выставке в драматическом театре.