X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Станция Тюмень ищет смысл

25 марта во дворце культуры «Железнодорожник» обсуждали возможность другого использования сохранившихся объектов культурного наследия на станции Тюмени.

Перед предпринимателями, урбанистами, архитекторами, журналистами, студентами и преподавателями, специализирующимися на развитии городской среды, выступили заместитель руководителя Тюменского региона Свердловской железной дороги Eвгений Шумов, директор городского департамента земельных отношений и градостроительства Дмитрий Иванов и заместитель руководителя управы Калининского округа Олег Савчук.

— Наш город активно развивается, растет спрос на туристические продукты, — сказал Eвгений Шумов. -В двух водонапорных башнях на улице Привокзальной, веерном депо с пристроенным гаражом и других хозяйственных постройках можно развернуть музей, гостиницу, рестораны и кафе. Мы готовы рассмотреть предложения и изменить назначения этих объектов.

— У нас есть возможность благоустроить уникальный комплекс и улучшить облик города, — уверен Дмитрий Иванов. — Думаю, эти изменения будут соответствовать ожиданиям горожан. Главное -грамотно обдумать все предложения. Городская администрация поможет реализовать идеи.

Олег Савчук тоже просит присутствующих хорошо обдумать свои предложения. Особенно важным он считает, что нужно уделить внимание прилегающей территории -безопасным пешеходным зонам и парковочным местам.

— Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта прорабатывает вопрос строительства тоннеля под железнодорожным вокзалом. Тоннель соединит транспортную развязку улиц Первомайской и Запольной с улицей Калинина. Мы должны услышать все предложения и проанализировать риски. Рассмотреть проект с разных сторон, — сказал Олег Васильевич.

После участников обсуждения пригласили на экскурсию.

Первая остановка — улица Привокзальная, 3: здесь сразу три объекта культурного наследия -паровозное депо, ремонтные мастерские и разводной круг. Разводной круг — это инженерное сооружение для разворота локомотива, выходящего из ремонтных мастерских: такая металлическая ферма с рельсами, на концах фермы — колеса, в свою очередь стоящие на рельсах. В конце XIX века разворот выполняли вручную, с помощью рычага, а в следующем столетии появился электропривод.

Экскурсовод Алексей Краев, генеральный директор Тюменского агентства развития креативных индустрий, рассказывает, что депо и поворотный круг построены в 1887 году. Тогда Тюмень была железнодорожным тупиком.

— Здесь можно открыть музей или что-то иное, — говорит Краев.

Кто-то предложил запустить паровую машину и загнать паровоз в депо. Eму возразили: один паровоз уже есть у ДК «Железнодорожник».

Затем мы идем к ремонтным мастерским, которые приспособлены под гаражи. Между тем, по документам это самая старая часть депо, у нее «специфический производственный облик в кирпичном стиле». Цитирую по акту госэкспертизы на сайте областного комитета историко-культурного наследия. В 2020 году состояние исторических объектов (на вокзале их всего семь) оценило экспертное бюро «Маковей» из Кирова. Экспертиза понадобилась, чтобы подтвердить, что строительство пешеходного перехода на железнодорожном вокзале не ухудшит состояние исторических пристанционных сооружений. Так вот в акте госэкспертизы, кроме прочего, записано, что и паровозное депо, и ремонтные мастерские находятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в реставрации. «Видны следы протечек по стенам, свидетельствующие о неработающей системе водоотведения с кровли… Сильно разрушена кирпичная кладка», — пишет эксперт Галина Титова.

Пристанционная водонапорная башня из красного кирпича (улица Привокзальная, 14) построена в 1885 году и тоже считается памятником архитектуры. Здесь еще сохранились стальные баки для воды. Вторая башня, белая, появилась в 1943 году. Обе используются как складские помещения. А раньше подавали воду на железнодорожный вокзал.

— На проектной сессии мы получили много предложений: ремесленные мастерские, детский музей, фитнес-зал, концертный зал, выставочное пространство, кафе и ресторан, — говорит Алексей Краев. -Впереди участников ждут еще три встречи, после чего сотрудники креативного агентства подготовят для обсуждения проект, который придаст объектам станции «Тюмень» интересное смысловое наполнение.

***
фото: Прибывающим на железнодорожный вокзал было бы интересно побывать в паровозном депо.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта