Отключаем голову, чувствуем и дышим
Для актрисы роль мечты -это Анна Каренина, женщина сильная, волевая. У режиссеров произведение Льва Толстого тоже популярно, каждый хочет показать свое видение легендарного романа.
Однако нужны мастерство и смелость, чтобы трактовать классику. Ведь даже указав, что спектакль поставлен по мотивам романа, а не следует первоисточнику слово в слово, можно легко напороться на критику со стороны почитателей романа. Правда, современным режиссерам этот страх чужд.
— Перед тем как смотреть спектакль, рекомендую вам отключить голову, — подчеркнул Роман Габриа, заслуженный деятель искусств Южной Осетии, 11 марта представивший на большой сцене Тюменского драматического театра спектакль «Каренин А.», свою интерпретацию романа Толстого. — Мы хотели создать спектакль в большей степени визуальный, чем литературный. Я хочу, чтобы вы не боялись нового прочтения и переноса действия романа во времени.
Так что же сотворил Габриа с романом? Как и многие режиссеры до него, в своей вариации он перенес фокус с фигуры самой Анны на ее мужа — Алексея Александровича. Но впервые за всю историю постановок «Карениной» режиссер поместил героев в 1960-е годы. Зачем?
— Я решил, что конфликты романа Толстого покажутся острее, если их перенести во время, когда люди смогли вдохнуть немного свежего воздуха, в том числе и в культуре. Как раз тогда Хуциев, Данелия в кино стали рассказывать не об ударнике труда, а о живом человеке, который рефлексирует, остается сложным, непонятным, — говорит режиссер-постановщик. — В общем-то роман Толстого о столкновении социальных парадигм. Анна -человек будущего, ей уже тесны отжившие формы. А страной все еще руководят прагматичные коммунисты, каким я сделал Каренина. Он старше жены на 20 лет. Вот оно, столкновение двух поколений. И оттепель — замечательная эпоха, чтобы их разность показать.
Внутреннее напряжение зрителей после такого заявления нарастало. Человек, знакомый с текстом романа, понимает, что события в нем напрямую связаны с эпохой, в которую Толстой поместил героев, основные конфликты книги также неразрывно связаны с бытом 1870-х годов. А тут скачок в сотню лет!
— Eсли вы будете смотреть спектакль с включенной головой, то станете ждать ответов на вопросы, которые ставит Толстой и которые повторяем мы, — считает Габриа. -Но, друзья мои, у нас ответов нет. Eсть только размышления на тему.
Хорошо, послушаем режиссера. В этом случае выбор временного отрезка становится очевидным. Вспоминаю роман — в памяти всплывает один из главных мотивов: духота, о которой постоянно говорила Анна. А потому период, когда люди вдохнули воздух свободы, не просто уместен, а поразительно меток.
Поражает и то, что в вариации Габриа Анна — девушка во многом импульсивная, но осуждать изменение сильного женского образа совсем не хочется. Такой ведь и видел свою жену Алексей Каренин. Он не понимал ее, не готов был перестраиваться и меняться. В спектакле он из замшелого и бесчувственного персонажа перевоплощается в живого и чувствующего мужчину, окутанного страданиями своего «я» и событий вокруг.
Особенно сильно из его уст трижды звучат строки из стихотворения Давида Самойлова «Красота», написанного как раз в 1963 году.
Она как скрипка на моем плече.
И я ее, подобно скрипачу,
К себе рукою прижимаю.
И волосы струятся по плечу,
Как музыка немая.
Она как скрипка на моем плече.
Что знает скрипка
о высоком пенье?
Что я о ней? Что пламя о свече?
И сам Господь —
что знает о творенье?
Все же это яркий и впечатляющий спектакль об эмоциях, о чувствах.
— Здесь Толстым и не пахнет. Что-то совсем далекое от романа, -отметила одна из зрительниц.
Но разве не искусство — вдохнуть новую жизнь в великую и известную историю, показать ее совсем иначе, перевернуть с ног на голову и вывернуть наизнанку? Заставить зрителя взглянуть на роман с совершенно иного полюса, да и вовсе создать что-то совершенно новое, но на базе классики. Это ли не сигнализирует о развитии и преемственности искусства в современном мире? Искусство всегда порождало искусство. Этим прекрасны авторские интерпретации, в них классика вновь дышит полной грудью.
***
фото: