X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Картина с условным названием «Путь к себе»

Анна Рябченко, преподаватель центра эстетического воспитания детей «В доме Буркова», стала победителем городского этапа конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям — 2022» в номинации «педагог дополнительного образования».

Анна Павловна поделилась секретами арт-терапии, педагогического роста, создания контента в социальных сетях и как завлечь ребенка в прекрасный мир искусства.

В своей визитке для конкурса «Сердце отдаю детям» вы называли свою историю — картина с условным названием «Путь к себе». Расскажите о своем пути?

— Начнем с того, что моя бабушка была педагогом. И прабабушка тоже была педагогом. То есть какие-то задатки педагогические у меня были. Мне всегда было интересно расширять свое образовательное поле, не ограничиваться только книжками и программами, которые предлагала система образования. А путь к себе — это поиск себя, который идет всю жизнь. И это прекрасно, если твое жизненное поле превращается в образовательное. В педагогику пришла, потому что мне нравится, что можно учиться самому и передавать навыки другим. И это живое общение человека с человеком.

Что привело вас в изобразительное искусство? У вас даже были персональные выставки. Не было страшно выставлять на суд зрителей свое творчество?

— Меня привел случай. Когда-то к нам в школу пришла заменять учителя ИЗО преподаватель из художественной школы. Она меня пригласила прийти к ним в школу попробовать. Так я встретила своего педагога, который меня привел в эту жизнь, и хобби стало профессией, которую я очень сильно люблю. После художественной школы я писала картины для себя, но когда человек знает, что такое мир искусства, мне кажется, его оттуда тяжело выдернуть. Когда-нибудь это выстрелит. Такая возможность появилась, когда я родила ребенка. Я взялась за кисть, писала картины, их было так много! Я дарила друзьям, знакомым. На мое тридцатилетие друзья предложили сделать выставку, отметить праздник. Я и выставила около сорока картин, собирала их ото всех, кому подарила, потому что сапожник без сапог. И я поняла, что дарить свое видение мира зрителям — это всегда интересно.

Помните свое первое занятие с детьми?

— Честно, первый урок не помню. Зато помню первый урок здесь, «В доме Буркова». Директор предложил мне попробовать себя с малышами. Сначала было страшно. Я набирала очень много материала, новые формы, методы. Все, что, на мой взгляд, могло быть интересно детям. Это была очень большая работа.

Вы преподаете уже двенадцать лет. Что изменилось с самого первого занятия до сегодняшнего дня?

— Исчезло ощущение, что я — учитель, а мои ученики далеко-далеко от меня. Сейчас мы на равных, я их веду по пути творчества. Я скорее друг, чем наставник. Они чувствуют меня, я чувствую их. Теперь я точно знаю, что от моего внутреннего состояния, от эмоций зависит их поведение, их заинтересованность в каждом занятии.

У вас есть любимая техника, которую вы используете в своей работе?

— Мне очень нравится интеграция. Любое искусство является терапией. Был такой прекрасный советский профессор Лев Выготский, который написал об искусстве как об арт-терапии. С удовольствием применяю эту технику в своей работе, помимо основной базы академического рисунка. Техника право-полушарного рисования, рисование вверх ногами, брызги, соль, спирт. Для детей это всегда «эффект вау», а соответственно, и мотивация, и интерес к следующему занятию.

Дайте небольшой совет нашим читателям, как увлечь ребенка искусством, отвлечь от гаджетов?

— Наверное, надо спуститься к детям для совместного творчества. Чтобы заинтересовать ребенка, разговор должен быть на равных. Очень хорошо, что сейчас есть дополнительное образование, вариативность, свобода выбора. Самая большая задача родителей — помочь раскрыться таланту. Но найти, в чем талант ребенка, — самая большая трудность. Eсли родители показывают свою заинтересованность и помогают ребенку пробовать себя в разном, то это самый большой результат родительской любви.

Вы упомянули технику арт-терапии, которой посвятили и научные работы. У вас, в частности, есть работа, посвященная профилактике выгорания у педагогов средствами арт-терапии…

— Арт-терапия направлена не на результат, а на получение удовольствия от процесса. Тебе просто говорят, какие точки ты должен взять, какие цвета ты должен нанести и потом размешать на листе бумаги. Так получается картина, хотя ты и не знал, что будет в конце. Человека может расстроить результат, если он отличается от того, что он себе представляет в голове. Когда художник не знает результата, он просто получает удовольствие от творчества. Терапия — это здесь и сейчас. Ты смешиваешь краски, у тебя получаются новые оттенки, а ты здесь и сейчас получаешь удовольствие.

Вы очень активны в социальных сетях. У вас есть группа «ВКонтакте» «Студия интуитивного рисования». Там бесплатные уроки и мастер-классы, статьи об искусстве. Как родилась эта инициатива?

— Ну, тут на помощь пришел глобальный вызов — пандемия. Внедрение дистанционных уроков и так далее. Я воспользовалась ситуацией вместо того, чтобы переживать. Это помогло расширить аудиторию. Теперь урок может посмотреть ребенок в селе, у которого нет возможности прийти лично. И тот, кто болеет, и тот, кто с особенностями, и так далее. В начале видео были немножечко смешные и растянутые, но с опытом приходит профессионализм. Сейчас я уже лучше понимаю, что заходит аудитории и как лучше выстроить картинку.

В вашей группе «ВКонтакте» много информации о дополнительных проектах. Вы водите воспитанников в музеи на выставки, летом проводите пленэры, пикники. Это ваша личная инициатива?

— Да, конечно, это моя инициатива. Просто в какой-то момент я поняла, что только давать техники изобразительного искусства в кабинете — это неинтересно. Было бы глупо не использовать все то, что создают сейчас музеи и библиотеки. У нас же просто прекрасный город. И многие идеи предлагают сами ученики и родители. Вдохновение рождает вдохновение. В этом огромный плюс системы дополнительного образования, она очень гибкая и позволяет педагогу реализовывать любые идеи.

Вернемся к вашей победе в городском этапе конкурса «Сердце отдаю детям».

— Когда я шла на конкурс, моей главной задачей было поделиться опытом по синтезу и интеграции всевозможных методов. Мне хотелось показать, что нельзя останавливаться на достигнутом, нужно постоянно развиваться, и тогда это приносит плоды. Нельзя прийти в этот конкурс и уйти ни с чем.

Как проходит подготовка к областному этапу конкурса?

— Все коллеги моего центра переживают вместе со мной, помогают советами и делом, есть ощущение, что я не одна. Также очень помогают педагоги из центра «Грант», которые уже прошли этот конкурс в прошлом году.

По количеству наград вас уже догоняют ученики. У ваших воспитанников 34 диплома международного уровня. Как готовите детей к конкурсам?

— Для меня самое главное, чтобы они влюбились в искусство. Ребята сами проявляют желание участвовать в конкурсах. Мы вместе отбираем работы, радуемся победам, но не придаем большого значения проигрышам. Любой конкурс — это в первую очередь обмен опытом с другими участниками и членами жюри.

У вас есть представление об образе идеального учителя? По вашему мнению, он достижим в реальной жизни?

— Невозможно быть идеальным для всех. Поэтому каждый ученик найдет именного своего учителя и наставника. Для меня идеальный учитель — тот, что в постоянном поиске, в постоянном развитии. Необходимо идти в ногу со временем.

Напоследок посоветуйте, чьи работы можно посмотреть самому и показать ребенку для развития художественного вкуса?

— Тут вопрос не в том, что показать, а как на это смотреть. Искусство надо уметь читать. Просто показать ребенку экспозицию или любимую вами картину недостаточно, чтоб он начал разбираться и даже любить искусство. Можно дать ребенку любую картину и просто пофантазировать. Что хотел сказать автор? Какое он видит золотое сечение? Почему центральная фигура расположена именно в этом месте? Даже картины Василия Кандинского — вроде бы это не детский контент, но ребенку можно дать задачу элементарно посчитать сколько линий на картине. Почему художник выбрал такие цвета? Почему у него яблоки не такого цвета, как в жизни? Таким образом ребенок со временем сможет сам проводить анализ и поймет, что ему нравится.

***
фото: Анна Рябченко.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта