Смерть воспевает жизнь
Терри Пратчетт. Мор, ученик смерти. Мрачный Жнец. Эксмо, 2003.
Eдва ли не каждое произведение английского писателя Терри Пратчетта начинается с описания слонов на черепахе, несущих на своих спинах диск целого мира. Это настраивает на то, что впереди нас ждут магия, приключения и мир, не похожий ни на что и одновременно очень и очень знакомый. Пятнадцать лет назад, когда в мои руки попала книга «Мор, ученик Смерти», я даже предположить не мог, что Плоский мир захватит мою душу, а книги Пратчетта — мои книжные полки. Да, я люблю фантастику во всех ее проявлениях, от сказов Павла Бажова до боевого космоса Гарри Гаррисона, но только на Плоском мире я чувствую себя дома. Только здесь создается ощущение, что эта авторская Вселенная существует не через тысячу лет, не параллельно с нашим миром и не в другой галактике — нет, она существует сама по себе, но ты ощущаешь себя ее частью.
«Мор, ученик Смерти» — первая книга цикла «Смерть», центральный персонаж которого присутствует в каждом произведении автора. Но при этом он (да, на Плоском мире Смерть — мужского рода!) всегда справедлив, точен, беспристрастен и одновременно весьма человечен. Может быть, именно его человечность стала причиной того, что он взял себе в подмастерья нескладного юношу Мортимера, которого не только односельчане, но и собственный отец считал непригодным ни к какой работе. Тем не менее именно Мор смог подменить Смерть и стать его зятем. Откуда у скелета в черном плаще дочь, Терри Пратчетт объясняет буквально одним коротким абзацем, но интрига отношений двух молодых людей в один абзац никак не поместится. Как не поместилась в одну книгу и история Мрачного жнеца, которому захотелось в отпуск.
Однако нельзя отойти от дел, если работа не завершена. А посему Мор сначала познает искусство ухода за лошадиным стойлом, учится беспристрастности и состраданию. После первой самостоятельной работы, когда Мор едва все не запорол, юноша в расстройстве ожидал, что его отправят обратно как непригодного, однако Смерть оставляет его у себя — подмастерье был бы изгнан, получи он удовольствие от этой весьма специфичной работы, однако же проявленное сострадание ценится гораздо выше.
Что бывает, когда «альфа и омега, конец всего сущего» берет выходной и использует свою уникальную косу для самого мирного дела -сбора урожая, — мы узнаем из второй книги пятитомника «Мрачный Жнец». А заодно узнаем, почему так важны народные танцы и откуда берутся супермаркеты и целые города — жизнь во всей ее суете.
А еще в цикле есть «Роковая музыка», «Санта Хрякус» и «Вор времени». Все эти книги связаны не только центральным персонажем и местом действия, но и тем, что, несмотря на постоянно повторяющееся слово «смерть», они воспевают Жизнь.
***
фото: