Из детства в детство
По случаю Дня защиты детей редактор газеты «Тюменский курьер» задал несколько вопросов уполномоченному по правам ребенка Андрею Степанову.
Мир создают взрослые. Дети в нем живут
— С тех пор, как вы стали работать уполномоченным по правам ребенка в Тюменской области, изменилось ли ваше отношение к празднику, который отмечается 1 июня?
— (пауза) Безусловно. Раньше это был какой-то формальный день: начало каникул, радости, дополнительные возможности какого-то детского праздника. Сам когда-то поздравлял внучат и даже пытался шутить: «День защиты детей? А от кого надо защищать детей?» А сейчас понимаешь, что он нужен, что ребенок в нашем мире сталкивается и с опасностями, и с несправедливостью, и с огромной зависимостью от взрослых. Понимаешь, что это, с одной стороны, совершенно естественно, а с другой — это не всегда на пользу ребенку. Поэтому вряд ли его можно назвать праздником.
— Вы своим монологом выдернули один из заготовленных мной вопросов. Итак, защита детей — а что им угрожает?
— На самом деле отвечаем за детей мы, взрослые. Сложности и опасности не закончились и в XXI веке — опасная вода, метеорологические явления, мы видим, что от этих факторов дети страдают, даже гибнут. Даже когда рядом с ними взрослые. В том числе и в собственном жилье.
— А вам не кажется, что это взрослые наполняют мир большим количеством опасных предметов. Взрослые изобрели электричество и автомобили…
— Высотные дома….
— ...Взрослые создают мир, удобный для себя и не безопасный для детей?
— Изобретения цивилизации несут комфорт и удобства всем, но за все надо платить. Взрослые -более подготовленные существа, а дети беззащитны. Они не знают правил поведения и использования. И в силу своей непоседливости, любознательности попадают в неприятные истории, иногда трагические. Был случай, когда ребенок погиб, потому что на него упал старый тяжелый телевизор, который мальчик нечаянно толкнул. Принципиально ничего не меняется.
Опасны воздух и вода
Ничто не меняется в мире с точки зрения опасности, которую несет в себе вода. Конечно, ребенок слаб. Он не умеет плавать. Но если рядом внимательный взрослый… Правильное поведение взрослого — научить ребенка не только плавать, но и правильно вести себя у воды. За последние годы я не видел случаев поражения ребенка от удара током: все сознают, что это -опасность. И учат ребенка с самых первых шагов, что это страшно, это опасно. Но каждый год дети гибнут на воде, и каждый год мы видим, как компания на берегу что-то празднует, а ребенок один у воды. Или дети стайкой отправляются купаться. Рецепт безопасности не поменялся за сотни лет: ребенка нельзя оставлять одного. Он еще не умеет, ты отвечаешь за него.
Наступило лето, мы бьем во все колокола: берегите детей от падения из окон! Мы уповаем на москитные сетки, на то, что ребенок еще маленький… Но он может подтащить какой-нибудь предмет и быстро забраться на окно! Дети растут очень быстро, но не все родители воспринимают это как постоянную опасность.
Мы и наши коллеги в образовании, социальных службах и СМИ стараемся достучаться до родителей, говорим простые вещи. Что есть замок на окно, чтобы оно не распахивалось. Что не следует доверять москитным сеткам — они ненадежны. Что не надо вообще приучать ребенка к окну.
— Атавистическая тяга к полету где-то в генах человека?
— Там привлекательно — летают птицы, там машины, вон папа идет с работы — помаши ему ручкой… В буквальном смысле — это окно в мир. Но у малыша нет ощущения высоты, он не понимает последствий — это реальная и серьезная опасность.
Пришло беспокойное лето
Eще мы сегодня бьем тревогу по поводу дорожно-транспортных происшествий. Беда-беда — потому что кончились уроки. Дети больше предоставлены сами себе. Но даже наши дворы небезопасны. Там много припаркованных автомобилей — ребенок с мячиком выбегает и попадает под автомобиль.
— Между тем мы охотно говорим о благоустроенных, комфортных дворах. А хорошо бы называть их безопасными.
— Я помню дворы моего детства в Тюмени. Что у нас было? Наши велики. Сегодня огромное количество велосипедов. Хорошо, что город строит велодорожки. А как быть с огромным количеством самокатов? Молодые люди гоняют по тротуарам и по проезжей части с невероятной скоростью, лавируя между пешеходами. Безобидная забава, скажете? Нет, забава — это детский самокат на детской площадке. Электросамокат — серьезная техника! И ее использование должно быть жестко регламентировано, но до сих пор ничего не решено. Нельзя сказать, вообще ничего не делается: принято решение ограничить предельную скорость электросамокатов, но это касается только прокатных самокатов и организаций, которые предоставляют эту услугу. Но большое количество их находится в частном владении. Но поскольку это проблема федеральная, не мы одни озабочены, решения будут приняты.
Лицом к лицу
— Принято в календарные дни подводить какие-то итоги, отчитываться даже перед самим собой.
— Сложно оценивать самого себя, но надо ответить на вопрос. Не все, что придумывается, удается. И не все зависит только от тебя. Здесь в регионе, в муниципалитете мы очень-очень зависим от некоторых федеральных решений, от федеральных законов. Бывает, что они противоречат друг другу, и не всегда это идет на пользу ребенку.
Кто такой уполномоченный? Это человек, который должен обеспечивать контакт ребенка с учреждением и государством. Но мы не можем в сферу действий уполномоченного включить семью. Потому что, согласно Семейному кодексу, семья автономна в принятии решений. Излишнее вмешательство в дела семьи у нас наказывается. Созданы контрольные группы, которые следят за законностью вторжения в дела семьи. И я с гордостью могу говорить, что в этом отношении у меня совсем немного работы в последние годы.
— Вы говорили мне однажды, что в качестве уполномоченного по правам ребенка не могли исполнять свои обязанности без всех органов и организаций, которые занимаются детством. А что вы можете?
— Должность уполномоченного тем интересна, что он никому не подчиняется. Что я могу? Проблема: у нас нет единого кодекса детского законодательства. Оно рассеяно по ведомственному признаку. А я включаюсь тогда, когда нужно обеспечить межведомственное взаимодействие.
Примеры из практики
— Вы не могли бы привести несколько случаев из практики?
— Например, обращается многодетная семья, у которой сгорел дом. К счастью, все живы-здоровы, но восемь детей, в том числе и выпускной класс, и малышня детсадовская…
— Время года — зима?
— Вы правы. И возникает целый комплекс проблем. Но наши коллеги — образование, школы, детские сады обеспечили учебный процесс. Департамент социального развития и коллеги на местах собрали одежду. И соответствующие выплаты были получены этой семьей на первое обзаведение. А документы восстановить — тоже целая история. Собрав рабочую группу, чтобы эта семья не стучалась в каждое ведомство самостоятельно, мы организовали сопровождение этой семьи. А она очень деятельная, потому сразу начала восстанавливать дом. Но вопрос в каждом гвозде… Мы стучались за помощью официальной и неофициальной. Помогли и справились с этой бедой.
Но есть и изюминка в этой истории. Очень хороший человек пришел ко мне и говорит: хочу помочь детям в детском доме, передать 50 тысяч рублей. А в детском доме как раз новогодние мероприятия, туда по графику заходят мощные компании, — множество подарков, радость, веселье и так далее. Я говорю: детдом вниманием точно не обделен, но есть другая история… И рассказываю о детях, которые остаются без подарков на Новый год! Дальше трогательная история, свидетелем которой я был. Когда передавали его подарки, человек поставил условие: ни в коем случае не рассказывать никому и фамилию его никому не называть.
— Думаю, это не единственная рождественская сказка?
— В прошлом году был случай, который наполняет меня тихой радостью: мы смогли помочь семье в северном районе области. Замечательная семья, работающая в одном из мощных холдингов, связанных с нефтью. Вырастили своих детей, силы есть, и несколько лет назад взяли под опеку трех девочек-сирот. Я у них был, видел, как они купались в этом теплом семейном уюте и в любви приемной мамы. В позапрошлом году еще один приемный ребенок у них появился, девочка-сирота. А дом небольшой, брусовый и не очень теплый. Четыре ребенка и мама, папа — добрейшей души люди. Но нет возможности изменить жилищные условия. Мама эта спрашивает: может, есть какая-то программа, куда мы можем с этими детьми войти?.. И тут включаются все — и социальная, и муниципальная службы.
— А вы?
— А я как проводник. Мы все, что можно, отработали с районом, областью, и наконец вышли на организацию. И здесь название должности и репутация начинают работать. Мы постучались в организацию: у вас замечательные люди работают, вы их отмечаете. А мы знаем ваши социальные программы (головная организация не в нашем регионе). Знаете, что они сделали? Они раскатали этот домик, построили новый. И мне эта мама шлет снимок, где она с девочками стоит на фоне уже построенного дома. Мы счастливы. У доброты нет границ. И добрых людей очень много.
Теплый ветер детства
— А в заключение — личный вопрос: что из собственного детства вас согревает больше всего?
— Что я вспоминаю? Маму и папу. Папа поставил меня на лыжи. Папа научил меня рыбачить. Папа научил меня плотничать. Обыкновенной мужской заботе о семье научил. А мама — бесконечная за-ботушка и все остальное, начиная с вопроса: ты надел шапку? Папа -и я рядом. И второе счастье — мои дворовые друзья, мои приятели — в окрестностях Дома обороны и ДОКа. И пионерский лагерь — целое событие. И все, что было в моей школе. Но нельзя проживать детство без того, чтобы рядом были мама с папой и без друзей.
Самое важное, чем отличаются дети от взрослых — они живут здесь и сейчас. И это родителям надо понимать. Не надо говорить ребенку: вот вырастешь…
— Eсли бы вернуться в детство, вы что-нибудь хотели изменить?
— Нет. У меня было счастливое детство.
***
фото: Андрей Степанов.