Не просто гибкие, а изворотливые
SMM-специалисты все чаще упоминают некие «нельзяграм» и «нельзябук». И вообще умение ловко приспосабливаться сейчас особенно ценно в сфере SMM.
Специалисты этой сферы долгое время были практически повсеместно востребованными. Многие хотели обучиться продвижению в социальных сетях. Некоторые даже считают это обязательным навыком современного человека. Но в условиях жестких запретов SMM-специалистам приходится нелегко.
По исследованию hh.ru, число вакансий в SMM сократилось на 26 процентов. В Тюмени работу исключительно по этой специальности могут найти 11 человек — таково, по крайней мере, количество предложений на сайте. Работу с навыками в SMM могут найти 38 человек, но помимо этого им потребуется выполнять и другие функции — по связям с общественностью и рекламой, а в некоторых случаях им придется сменить место жительства, переехав на Север.
В то же время специалисты по подбору персонала говорят, что работников на вакансию SMM-менеджер стало искать значительно легче. Раньше такие предложения могли долго оставаться без отклика от подходящего кандидата — теперь набрать специалистов удается в кратчайшие сроки.
Помимо того, что нет работы, у SMM-специалистов сократилось и количество инструментов, которыми они могут пользоваться. Раньше 80 процентов бюджета на таргетированную рекламу вкладывалось в ныне запрещенные социальные сети, и только десять — в VK и Одноклассники. Выручка Meta (признана экстремистской организацией), в которую входят запрещенные в России Facebook и Instagram, в 2021 году в России составила 39,8 миллиарда рублей. Практически вся она приходилась на рекламу.
— Часть аудитории переходит, например, в Телеграм. Проблема в том, что с рекламой там раньше мало кто работал, и инструменты не настолько развиты, как в других социальных сетях, — говорит Михаил, SMM-менеджер из Тюмени.
Статистика подтверждает миграцию аудитории. В то время как аудитория Instagram (запрещен в России), сократилась на 30 процентов, Телеграм набрал почти 25 процентов. Facebook (запрещен в России) потерял 11 процентов российской аудитории, в это же время «ВКонтакте» прибавил 14 процентов. При этом довольно большой процент пользователей продолжает оставаться на удобных для себя платформах. С ними остаются и SMM-менеджеры. Чтобы не нарушать закон, они не платят запрещенным социальным сетям ничего, пытаясь организовать рекламу, напрямую общаясь с блогерами, или просто продолжают вести действующие профили клиентов, общаясь с уже набранной аудиторией.
По мнению Артема Чучакина, руководителя Сибирского коммуникационного агентства, главная проблема SMM-специалистов сейчас даже не запреты социальных сетей. Только в апреле оборот SMM-рекламы на российском рынке упал на 60 процентов. При этом Чучакин уверен, что это падение не предельное и достигнет дна только в конце 2022 года. Ожидать подъема стоит не раньше 2023-го, и многое будет зависеть вовсе не от блокировки социальных сетей, а от состояния экономики. Ведь SMM нужны только в том случае, когда бизнес готов вкладываться в рекламу и искать новые аудитории и клиентов.
В то же время, по мнению Михаила, помимо ограничений на рынке появились и новые возможности.
— Многие сильные игроки в SMM и вообще во всем, что связано с вебом, ушли с рынка, поэтому искать работу, например, в столице стало легче, — уверен менеджер. — Многие специалисты не могут смириться с существующей реальностью, не хотят переходить в другие социальные сети, это тоже возможность для тех, кто умеет быстро приспосабливаться. Сейчас надо быть не просто гибким, а даже изворотливым.
Впрочем, ситуация непростая не только для тех, кто настраивает рекламу в социальных сетях, но и в первую очередь для тех, кто с помощью этого инструмента предлагает свои услуги. Так, образовавшаяся «почти монополия» «ВКонтакте» на эффективные рекламные инструменты повысила цены на рекламу в социальной сети. Это лишило возможности многих клиентов с маленьким бюджетом вообще себя рекламировать.