Экшен и драма каких поискать
Недавно я посмотрела обласканную критиками спортивную драму «Король Ричард». История отца, который самостоятельно тренировал дочерей-теннисисток. Фильм оставил сильное впечатление, и я задумалась, а что еще посмотреть на спортивную тему? За советом я обратилась к историку кино Наталье Соколовой.
Первое открытие — то, что существует День спортивного кино, отмечается он 25 марта. Праздник относит нас к Олимпийским играм 1896 года, их открытие записали на кинопленку — это случилось именно 25 марта. Так что спортивное кино начиналось именно как документальное.
— Наши традиции и ментальность направлены в сторону игрового кино, которое неправильно называют художественным. Все кино художественное, все имеет отношение к художественной культуре, -говорит Наталья Павловна.
Своих студентов она учит, что есть кино игровое — постановочное, а есть документальное, научно-популярное и анимационное, хотя художники-мультипликаторы давно пытаются убедить мир, что анимация не отдельный вид кинематографа, а отдельный вид искусства, который включает в себя и изобразительное искусство, и актерскую игру, и режиссуру, и музыку.
— Из всех фильмов о спорте мне ближе всего именно кино документальное, — признается Соколова. -Не каждый актер и режиссер могут убедить меня и передать драматизм спортивной карьеры, матча. Спорт в этом не нуждается, он самодостаточен в плане конфликта. Это живые люди и неподдельные эмоции — актер так не сыграет.
Наталья Павловна особенно выделяет фильм Лени Рифеншталь «Олимпия», посвященный XI летним Олимпийским играм, которые проходили в Берлине в 1936 году.
— Именно Лени Рифеншталь (берем за скобки идеологию) доказала, что спорт так же интересен, как и другие жанры кино, что спорт -воплощение зрелища. А за чем мы идем в кинотеатр? За зрелищем. Я думаю, что это лучший фильм о спорте. Рифеншталь приравняла спортсменов к небожителям, увидела за всеми спортивными результатами величайший труд. К сожалению, многие до сих пор считают, что спортсмены — это люди с одной извилиной, кроме разве что шахматистов. Во всех видах спорта нужно иметь не только руки и ноги, но и голову — как минимум это тактика. Лени показала не только прекрасные тела, но и весь драматизм соревновательности, победу спортсменов над собой… При съемках применялись многие новаторские находки, например, все операторы были на роликовых коньках, а если нужно было снимать прыжки — оператор сидел в яме; воздушные шары; кинематографические краны. Рифеншталь была настоящим художником-новатором и создала канон спортивного кино.
В 1950-е годы, когда телевизор появился почти в каждой американской семье, начались трансляции спортивных соревнований. Наталья Павловна уточняет, что в этом тоже есть заслуга Рифеншталь, ведь она доказала продюсерам, что спорт не только зрелищен, но и прибылен. До нее существовал стереотип, что спорт нужно смотреть исключительно на трибунах. Eще Вольтер говорил, что каждый зритель в театр приходит сам по себе, а после хорошего спектакля возникает «социальный клей». «Приходят люди, а выходит нация».
Бизнесмены быстро поняли, что спортивные соревнования, записанные на пленку, не менее интересны — нерв и динамика никуда не уходят. В Америке спорт начали показывать наравне с телешоу. Именно спортивные трансляции и другие идеи привели в 1946 году кризису Голливуда. То, что спорт приносит большие деньги, стало понятно сразу: началась продажа прав на трансляцию, американцы создали еще и канон бизнеса вокруг спорта. Ярчайший пример -американский супербоул (финальные игры за звание чемпиона Национальной футбольной лиги США), где рекламное место в перерыве между матчами считается самым дорогим в истории телевидения.
— У нас это развивалось не так активно, потому что в СССР было великое игровое кино. Спортивные фильмы тоже были, например, Семен Тимошенко и его «Вратарь» — по повести Льва Кассиля «Вратарь республики». Замечательный фильм, но это только подход к спортивной теме. Что касается игрового кино, то наряду с фильмами о войне это главный идеологический продукт. Киноведы, анализируя корпус спортивного кино, вполне справедливо вспомнили жанр историко-биографических фильмов, который был популярен в эпоху позднего сталинизма, после Великой Отечественной войны. Фильмы о спорте сделаны по тому же лекалу — явный сюжетный канон, выбор героя.
Из современного кино, Наталья Павловна честно признается, по художественным качествам она выделила бы только один фильм -«Движение вверх» Антона Мегердичева.
— Историческое основание само по себе впечатляющее — это мюнхенская Олимпиада, где погибли израильские спортсмены. Eсть еще документальный фильм на эту же тему, его сняла студентка ВГИКа Дарина Умнова, называется «Три секунды». Режиссер разыскала всех ныне живущих баскетболистов, включая американцев и спортсменов из Прибалтики. Можно сравнить, что получилось драматичнее — игровой или документальный фильм, где очевидцы рассказывают, как это было.
Говоря о других успешных российских спортивных драмах, Наталья Соколова отмечает, что проблема современного кино как раз в том, что, нащупав успешную идею, кинематографисты начинают штамповать фильмы по одному лекалу. Поэтому складывается ощущение, что в кино о спорте все уже сказано. Но это, успокаивает Соколова, вполне нормальный этап развития искусства — часто встречаются темы, которые исчерпали себя.
— Мой любимый документальный фильм — «Бой» Максима Арбугаева, произведший фурор на фестивале документального кино «КинЗа» в прошлом году. Он смог нащупать все темы и сюжетные линии, которые есть в этом гигантском корпусе спортивного кино. Оказывается, у нас есть сборная России по футболу, где играют только слепые игроки. И в каждом виде спорта есть такие команды. До этого фильма я не знала, насколько это драматично. Но фильм в первую очередь о судьбе тренера, который воспитал не одно поколение игроков, а спортивные чиновники решили его заменить. Параллельно показывают судьбы ребят (некоторые из которых не всегда были слепыми). Мы с моими студентами-режиссерами смотрели этот фильм, и я попросила их разобрать его. Там такие были рассказы! Нашли все уровни конфликта, даже несколько финалов обнаружили. Они потом говорили, что не ожидали, что документальный фильм может быть таким материалом для режиссерского анализа. Такие фильмы мне ближе.
***
фото: Фотография тоже искусство.