X

  • 03 Декабрь
  • 2024 года
  • № 134
  • 5633

Круто, что фильмы честные

Фестиваль документального кино «Флаэртиана в городе» прошел в Тюмени с 1 по 5 июня, но обещал вернуться.

Черный экран, щелчок, музыкальный проигрыш. Зрители в зале. Попкорн? Это лишнее. На экране документальное кино. Можно ли сказать, что, выходя на большой экран, фильмы волнуются? Они родились в пандемию, когда показы в кинотеатрах были под запретом. Многие транслировались только онлайн. А теперь их собрали на фестиваль — показывайтесь. В десяти городах России, на самых неожиданных для зрителей площадках: в библиотеках, театрах, мульти-центрах, домах культуры.

В Тюмени «Флаэртиана в городе» представила самые яркие, победоносные картины: «Алиса. Волнение» режиссера Дениса Клеблеева (о жизни и подготовке к новой роли актрисы Алисы Фрейндлих), «25 лет одиночества» Ирины Васильевой, фильм о любви с запахом дыма и винограда, «Чермет» Николая Викторова, «Джой» Дарьи Слюсаренко, «Без тормозов» Сергея Рахамимова, самый короткий фильм фестиваля о дерзких свободолюбивых велосипедистах-экстремалах, и «Война Раи Синициной» режиссера Eфима Грабоя, фильм — обладатель одиннадцати наград, в том числе приза зрительских симпатий на «Докере».

Накануне премьеры в Тюмени нам удалось поговорить с Eфимом о его первой, и, по оценке тюменских зрителей, «мощной полнометражке». Eго героиня, 94-летняя Раиса Борисовна Синицина (для всех просто Рая) пережила блокаду Ленинграда и сейчас возглавляет клуб ветеранов Великой Отечественной в израильском городе Холон. По-прежнему красивая, статная, сильная духом.

Так вышло, что однажды Eфим с семьей переехал в Израиль, где со своей же семьей оказалась и Рая. Там и встретились.

— Встреча с Раей — это не случайность. Случайности в жизни, конечно, происходят, но это не одна из них, — считает Eфим Грабой. -Рая была первым ветераном в поиске героя для фильма — и последним. Наша жизнь кардинально изменилась за время нашего пути, знакомства. И чем больше мы узнавали друг друга, тем больше крепла уверенность, что встреча судьбоносна. У нас обоих было четкое ощущение, что мы встречались раньше. Будто я как молодой парень воевал с ней на войне. И у нее было такое же ощущение. Сегодня, когда мир переживает новое потрясение, мы с ней снова будто на поле боя, только в другом формате — как отголоски, как души прошлого, которые пытаются донести послание до людей. И Раин голос, ее дух, свет — то, что она несет в этот мир сейчас, — это тот свет, в котором нуждается человечество.

…На экране — огромное подсолнуховое поле, океан солнечных цветов, крепких или нет, но не увядших. Для Eфима это ветераны, тянущиеся к солнцу, сильные, а главный цветок на этом поле -Рая Синицина, она делится своими снами, страхами, воспоминаниями. Она под холодным дождем, на войне, в клубе ветеранов, вот красит губы бордовой помадой. А при слове война говорит лишь одно: «Страшно!». Все это напоминает фэнтезийную историю, выстроенную режиссером, но свидетельства Раи до боли реальны.

— Как-то она сказала, что часто «не бывала услышанной», — вспоминает Eфим, — но когда я появился, Рая почувствовала, что наконец и ее слышат. Наш фильм «лечебный», потому что мы оба благодаря долгому общению — а это три с половиной года съемок! — излечили собственные раны. Зритель, надеюсь, почувствует то же. Я вообще уверен, что кино — искусство терапевтическое. Оно порой помогает выразить то, что в обычной жизни невозможно. Мне запомнился такой момент уже после съемок: сажусь в машину, закрываю дверь. Вдох-выдох, на лице улыбка, ее не хотелось прятать и было такое чувство счастья, будто я не должен быть больше нигде, а только здесь. И уже не снимая ничего, я вдруг понял, что мне просто хочется встретиться с Раей. И мы договаривались о встрече. Когда ты долгое время сосредоточен на одном человеке, погружен в ситуацию, — с одной стороны, такое изматывает. Но я не мог пропустить ни одной съемки. Я всегда жил с чувством потери. Было трудно снимать людей и видеть, как они уходят. Были съемочные дни в клубе ветеранов или на праздниках, я снимал людей, а потом спрашивал: где этот человек? А его уже нет. Eсли сегодня не снял человека, может, его уже никогда и не снимешь.

Сейчас Eфим Грабой работает в Сербии над новыми фильмами, в том числе и над историей своей семьи. Но и его история с Раей Борисовной не заканчивается:

— Я бы сказал, что мы с Раей друзья, близкие люди, души. Был у меня приятный момент. У Раи в комнате есть стена с фотографиями, там фото всей семьи. И вот после съемок я пришел как-то к ней в гости — а на стене висела и моя фотография.

Eфим считает или мечтает даже, чтобы такие фильмы, как «про Раю», показывали не только на фестивалях, но и в школах. В Тюмени док о Рае Синициной зрители увидели в конторе пароходства, концертном зале и киноклубе ТГИК и клубе эксклюзивного общения «Горизонт». Среди зрителей были и дети. Удивительно другое, показы в Тюмени бесплатные, так почему же в залах есть свободные места?

— Документальное кино — оно всегда социальное, оно о том, что нас тревожит, о чем мы думаем. И оно заставляет думать, — говорит Наталья Соколова, историк кино, директор кинофестиваля «КинЗА», организатор «Флаэртианы» в Тюмени. — Конечно, тут важно выбрать человека, за которым зрителю будет интересно наблюдать, героя. Фильм-портрет, судьба человека. Вот что занимает. Почему документальное кино не собирает полные залы? (Наталья Павловна улыбается.) Должна быть некая традиция ходить в кино, смотреть хорошие фильмы. В Тюмени пока такой традиции нет. Я бываю в Eкатеринбурге, Перми, Омске, и там мощные фестивали документального кино, и они собирают полные залы.

Зато у «Флаэртианы» в Тюмени есть постоянные зрители. Среди них и студенты, будущие режиссеры.

— Это очень честные фильмы, -говорит Дарья Пряхина, будущий режиссер театра. — Круто, такому кино я верю, я вижу подобные истории и вокруг себя тоже и понимаю, что все это не придумано, что речь о людях, которые живут в одно время со мной. Вот фильм «Война Раи Синициной». Мы часто слышим о войне, а здесь она показана через конкретного человека, который рассказывает удивительные вещи. Помните, когда Рая говорит, что во время блокады она даже не чувствовала себя женщиной, что не было понятий «мужское» и «женское». Может, меня это задевает, потому что я тоже девочка? Я и плакала, и смеялась от этой истории, такой фильм берет за душу.

Последние показы «Флаэртианы в городе» совпали с воскресным закатом. Зрители выходили из зала, и, обсуждая фильмы, доставали мобильные телефоны и тоже снимали кино: красиво уходящее солнце над Турой.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта