Умеете ли вы играть на скрипке?
(триптих)
Мы уже рассказывали о выставке живописи в музее села Исетского. Это работы Светланы Шмидт, которая в свое время окончила местную среднюю школу. По профессии Светлана Гатаулловна — банковский работник.
Вот как рассказывает о своем пути к живописи сама Светлана Шмидт.
1. Как это делается?
— Были новогодние каникулы, мы с подругой пошли на мастер-класс. Собственно, пошла подруга, а я просто за компанию.
На нас были фартуки с надписью «Я — художник». И мы чего-то там рисовали — домики какие-то. Рисовали с одной картинки, но у всех получились совершенно разные домики. На следующий день я пошла и купила акрил, холсты и…
— И что было первым извините за грубое слово, намалевано?
— Нет, оно было очень красивое. Просто водить кистью по холсту — это доставляет удовольствие. А почему нет? Мои домашние не ожидали, что так вот будет. Первая картинка, которую я нарисовала сама, — просто цветы. Какие-то волшебные.
Я рисовала-рисовала, и вот у меня не получается так, как я хочу. И я не знаю — почему? Я нарисовала собачку — она получилась плоская. Плоская! А я хочу, что она была кругленькая! И я пошла учиться. А уже пандемия была. Курсы были дистанционные. Я поучилась у одного художника, у другого, третьего. А потом были мастер-классы — в интернете их полно. Но я никогда не повторяю за художником. Он рисует, а я так не могу. Я сижу и улавливаю какие-то вещи, а потом выключаю его, включаю музыку и пытаюсь сделать по-своему.
2. Отчего, почему и по какой причине?..
— Какая работа из написанных вами вам понравилась?
— Мне вообще все нравится. Надо себя хвалить. Это мотивирует. Вот у меня на холсте получился замечательный мак — я молодец! Второй мак значительно легче и быстрее получился. Третий еще лучше. Но по большому счету я думаю, что кроме меня это вообще никому не интересно. Это мои эмоции, это мое настроение — через цвет. Вот у меня сегодня такое настроение — классное! Самое главное — я рисую. Нет, не так — это дети рисуют, я — пишу! А всем остальным либо нравится, либо не нравится.
— На вашей выставке был один холст — особняком. Не цветы, не пейзажи, не животные. Вот эта — «Город, которого нет». Да, вы сказали: это строчка из песни. Какой смысл вкладывает автор в эти слова и зачем в этот холст?
— А я тогда просто училась работать мастихином. Она и выполнена мастихином. Мне было интересно. У меня полно холстов, результат которых… Ну, как это объяснить?
Я же не знаю терминологии… Вот я проснулась утром, на свежую голову посмотрела — результат меня не радует. Я холст отодвигаю в сторону, а через некоторое время возвращаюсь к нему. Могу даже перевернуть вверх ногами и что-нибудь другое нарисовать. У меня есть роза, которая мне безумно нравится, она висит у меня в спальне. Первоначально там был совершенно другой сюжет, причем холст достаточно сложный, капризный — он отталкивал краску, и она плохо ложилась. Я намучилась, пока холст не перевернула вверх ногами. И написала эту розу. Она мне до такой степени нравится! А предыдущие слои — они иногда все равно проглядывают сквозь рисунок…
— Общаетесь ли вы с коллегами…
— По цеху? (смеется) Поначалу по наивности мне было интересно узнать: как организовано рабочее пространство? У меня же нет мастерской — у меня квартира. Как краски разместить, какой должна быть палитра? Мне все это было интересно. И я одному художнику задала вопрос: можно я приду вашу мастерскую посмотреть? И он мне так ответил, как отрубил: «Творчество — это настолько интимный процесс, я жену не пускаю в мастерскую»… А потом я ездила к одной московской художнице…
— Тоже не пустила?
— Я ей отправляла на рецензию десять работ своих — мне было интересно, что она скажет? Она меня тоже спросила: зачем вы это делаете? А я — интересно, и все. Она посмотрела картины. Одна из них — «Петух», тоже сделана мастихином. И она сказала: вот этот петух безупречен с точки зрения тональности, цвета, и все такое.
Художники живут иначе. Они делают сложные вещи. Но это не мое. А значит, что я никогда серьезным художником и не буду. Это не основной мой вид деятельности…
— Довольны ли вы собой?
— Абсолютно.
— Что дает вам эта форма самовыражения?
— Радость жизни она мне дает. Хоть сиюминутную. Почему мы несчастны? Потому что не умеем находить в обыденном причины для радости, не умеем увидеть их.
— А вы знали, что это будет доставлять такую радость, когда пошли на мастер-класс?
— На мастер-класс я пошла просто за компанию.
3. Какой из этого следует вывод?
Спросите себя: умеете ли вы играть на скрипке? А может быть, просто не пробовали?
P.S. Творческие люди всегда пытались понять, как оно, творчество, складывается? Пытались понять себя. Как Ахматова: «…из какого сора растут стихи, не ведая стыда?» Или Пушкин: «.какую штуку удрала со мной моя Татьяна. Замуж вышла» Само написалось. Мы не знаем, что водит пером или кистью. И почему это доставляет такое удовольствие. Ведь не вымучено же! И снова Пушкин: «И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута — и стихи свободно потекут… «
***
фото: Светлана Шмидт;«Город, которого нет».