Рынок очистился от конкурентов— и…
«Настало время возможностей для предпринимателей. Стране нужны новые производства, не зависящие от импортных поставок. Во многих сферах рынок очистился от конкурентов. Это шанс для успешного старта. И мы готовы поддержать все начинания вплоть до услуги по сборке производства с нуля», -такими словами приветствовал бизнесменов, собравшихся в инженерном центре на улице Госпаровской директор областного департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Антон Машуков.
Эту конференцию в четверг организовало агентство инфраструктурного развития Тюменской области.
О нишах для производства и мерах государственной поддержки бизнеса участникам встречи рассказали Леонид Данилов и Анна Бринева,
— В Тюменской области есть большой ресурс — Богандинский и Боровский индустриальные парки, -напомнил предпринимателям заместитель директора департамента региональной промышленной политики и проектного управления Минпромторга Леонид Данилов. — Область проводит активную экономическую политику, понимая потребность бизнеса в площадях. Большие надежды мы возлагаем на промышленный технопарк ДСК-500, ждем совершенно уникальный объект. Мы намерены поддерживать девелоперов в промышленной недвижимости, обеспечить кредитование под льготный процент, чтобы они могли эти площади создавать, обеспечивать необходимую инфраструктуру.
Предприятия смогут взять промышленную ипотеку по льготной ставке и приобрести помещение в технопарке ДСК-500. Это выгодно, так как обычно, по расчетам Данилова, новое предприятие около трех лет не может выйти на окупаемость. Меры господдержки промышленных предприятий действуют с 2014 года, их можно изучить на сайте Минпромторга.
Анна Бринева, заместитель директора Фонда развития промышленности РФ, рассказала о предлагаемых фондом льготных условиях финансирования проектов, направленных на разработку высокотехнологичной продукции, импортозамещение, лизинг оборудования, станкостроение, цифровизацию производств и другие. Она объяснила условия финансирования, требования к заемщикам, порядке взаимодействия при одобрении заявки на кредит.
— Не переживайте, что денег не хватит, лишь бы ваш проект был интересным, — напутствовала Бринева.
После своими историями делились тюменские предприниматели. Каждый из них успел набить шишки.
В 2011 году у компании «Прованс» было 500 квадратных метров полей, и компания поставляла свежую салатную зелень только тюменскому потребителю. Однако за одиннадцать лет удалось развить три промышленные площадки: в индустриальном парке «Боровский», Ростове-на-Дону и Саратове. По оценке директора компании Татьяны Овсянкиной, сейчас в сегменте полезного питания «Прованс» занимает долю рынка в 20 процентов, поставляет продукцию во многие города страны: от Махачкалы до Иркутска. Овсянкина посоветовала предпринимателям обязательно проверять свою бизнес-идею по всем возможным параметрам. Устойчивый бизнес неизбежно трансформируется, и наличие производственной площадки не имеет первостепенного значения, уверена директор компании. Самым значимым для бизнес-идеи является продукт, затем технология, оборудование.
А вот компании «Неомаш» уже требуется цех большей площади из-за возросшего объема заказов (сейчас «Неомаш» занимает цех площадью 30 квадратных метров в индустриальном парке ДСК-500). Предприятие создано для реализации правительственной программы по снижению зависимости российского топливно-энергетического комплекса от импорта: оно производит оборудование для нефтегазовых лабораторий. Рассказывая об опыте создания производства с нуля и возникающих при этом сложностях, директор компании Владимир Блашенцев признал, что это удачное совпадение старой советской инженерной школы бывшего завода «Геотрон» и современного менеджмента. Первый заказчик был из Казахстана, сейчас в работе заказы института археологии СО РАН, Росатома, Роснефти. Перечисляя принципы построения бизнеса, Блашенцев отметил важность самодисциплины: если ты по две недели не отвечаешь заказчикам, то через два месяца твой продукт или услуга будут невостребованными.
Завод по производству мороженого компании «Ландис» открылся в Боровском парке в 2018 году. Компания защитила бизнес-план и стала резидентом парка, говорит генеральный директор компании Андрей Пензин. Все это время продажи только росли, даже в пандемию (благодаря интернет-торговле). Директор «Ландиса» уверен, что в производстве мороженого можно найти свою нишу даже сейчас — и расти без ограничений.
Интересная бизнес-история у Eкатерины Истоминой, основателя фабрики еды «Окейч». Инженер промышленного и гражданского строительства задумала выпускать снеки: в марте 2018 года забили первую сваю в строительство цеха, в январе 2019-го уже заехали. Первый урок ведения бизнеса она получила при покупке оборудования у непроверенного поставщика без рекомендаций — повторную закупку пришлось делать в Китае. Сейчас ее компания поставляет продукцию в 40 городов России. Среди преодоленных сложностей Eкатерина перечисляет отсутствие опыта в выбранной сфере, отсутствие кадров, трудное взаимодействие с сетевыми магазинами.
На конференции присутствовали около ста участников, среди них и представители сферы «бизнес для бизнеса» (В2В), и те, кто только задумывается о своем предприятии, и начинающие предприниматели. Каждому полезно встретить кого-то, кто раздвинет границы привычного — и в бизнесе происходит то же. Поэтому чужой опыт так важен, особенно если опытный товарищ готов делиться им.
— Такие встречи очень полезны, они дают обратную связь и задают вектор в моей работе, — подчеркнул предприниматель и консультант Кирилл Данилин.
Следующая конференция «ТОЛК» состоится в августе.
***
фото: