Не в биоинформатики, так в рабочие
Помните, был такой «Атлас новых профессий»?
Впрочем, почему был? Последняя его версия вышла в 2021 году, тогда составители были уверены, что нам пора готовиться стать клиническими биоинформатиками или, на крайний случай, диспетчерами киберсистем. Теперь, когда завод Renault собираются переименовать в «Москвич», кажется, что мы стали больше обращаться к прошлому, чем к будущему. Но вместо того, чтобы строить теории, лучше обратиться к фактам — какие профессии действительно нужны сегодня?
В Тюменской области, по данным портала hh.ru, количество активных вакансий в конце мая сократилось на 8,2 процента по сравнению с началом года, при этом 32 процента актуальных вакансий находится в секторе продажи, 23 процента приходится на строительство и недвижимость, а 16 процентов -на рабочий персонал.
Российский строительный сектор вообще демонстрирует суперспособности к выживанию, пусть и не без помощи государства и инвестиционных проектов. В 2020 году областной департамент труда и занятости населения публиковал данные, что заявленная потребность работников в строительстве оценивается в 31 процент. И это в пандемию. Впрочем, и тогда, и сейчас руки особенно нужны на тяжелой и низкооплачиваемой работе, на которую горожане, прямо скажем, идут неохотно, поэтому и кадровый голод неутолим. Зато вряд ли на строительный сектор повлияет и нынешняя ситуация — с учетом того, что российские регионы берут шефство над разрушенными городами Украины. Например, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов недавно отчитался, что им уже создан координационный штаб и петербургские специалисты вскоре отправятся на восстановление Октябрьского района Мариуполя.
…Областной департамент труда уверен: в области не стоит ждать массовой безработицы, несмотря на то, что компании сокращают штат, а иностранные корпорации уходят из России. Впрочем, ожидать тотальной безработицы не советуют даже скептически настроенные независимые эксперты. По их мнению, в России проблема в другом — в низких доходах. И доходы эти будут падать.
Причины этого объяснил директор центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон в интервью «Коммерсанту». По мнению эксперта, законодательство в России делает сложным и затратным увольнение или сокращение сотрудника. Зато почти не ограничивает его в снижении заработной платы. Большинство трудовых договоров оформлено так, что оклад сотрудника -это лишь малая часть его реального дохода. Остальное приходится на различные премии и другие поощрения, которыми работодатель волен распоряжаться. Поэтому, по мнению Гимпельсона, работодателю проще прибегнуть к стратегии сокращения заработной платы, а не к сокращению сотрудников.
Влияет на снижение доходов и инфляция. По данным Росстата, в апреле инфляция составила почти 18 процентов. А продовольственные товары в годовом выражении подорожали на 21 процент. Даже без сокращения зарплаты денег в наших карманах становится все меньше.
Eще одна причина, по которой в России сохраняется низкий уровень безработицы — очень скромные пособия. Безработный человек в России, какой бы квалификацией ни обладал, в скорейшей перспективе будет вынужден устроиться на любую, даже не соответствующую его уровню подготовки работу — просто чтобы прокормиться.
Правда, есть у безработных и возможность получить иную квалификацию — в Тюменской области прямо сейчас работают 499 образовательных программ. Можно выучиться на повара, каменщика или, например, изготовителя очков.
Что же о профессиях будущего? Тут у экспертов прогноз не очень оптимистичный. Eсли санкции приобретут долгосрочный характер, произойдет структурное изменение экономики нашей страны. Без возможности опираться на современные технологии, импортируемые извне, мы будем вынуждены отстраивать тот самый «технологический суверенитет». Восстанавливать производство отечественных машин где-то с нуля, а где-то возвращая технологии прошлого. Приятная новость — старые технологии более трудоемкие, а значит, для работы с ними понадобится больше живой силы. А это новые рабочие места. Но заниматься нам придется более примитивным трудом, неконкурентным на рынке мировой экономики.
Более оптимистично смотрит в будущее мэр Москвы Сергей Собянин. Он обещает, что на заводе «Москвич» будут выпускать современные автомобили и даже электромобили. Мэр сказал, что к этому проекту планируется привлечь иностранных партнеров. Ведь, по его словам, «с нуля создать отечественный автомобиль своими силами невозможно».