X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Диск возвратился из прошлого

В воскресенье в музее Словцова открылась выставка «Северная душа России» Геннадия Райшева (1934-2020).

Заслуженный художник России Геннадий Степанович Райшев родился в селении Сивохребт — на слиянии Салыма и Оби (граница Ханты-Мансийского и Нефтеюганского районов). В годы войны бросил школу и помогал семье, охотясь и рыбача. Райшев часто рассказывал в интервью, что впечатления детства отражаются в его творчестве — бескрайние леса, теряющиеся между небом и землей. В среде художников Райшева называли «белым шаманом», он даже прослыл обладателем духовной силы и провидцем. Возможно, в силу того, что он заимствовал образы из мифологии коренных народов Севера и опирался на традиции обских угров.

На выставке собраны 50 работ Райшева разных лет.

— Он был очень непосредственным и открытым человеком, -рассказывает заместитель губернатора Андрей Пантелеев, — любил шутить. Eго бабушка ему просто сказала: «Геша, ты будешь художником!», вот и пришлось им стать. На его картинах видна искренность и яркость этого человека. Мы видим, как связываются на холстах мифология, язычество, и все это отражает дух Сибири. Eго смело можно назвать уникальным художником.

Выставка поделена на три блока: живопись, графика и отреставрированные скульптуры. Экскурсовод Николай Николаев предложил начать с графических работ.

В них можно заметить, что основное качество Геннадия Степановича — умение вписать человека в природу. Например, в графическом триптихе «Мужички салымские» портреты трех мужчин изображены с помощью волн. Подводя нас к следующей работе, экскурсовод подобно психологу спрашивал: что мы тут видим? Ответы звучали разные. Кто-то увидел нефтяные вышки, другой — арабскую вязь…

Мне запомнился лес, увиденный художником словно бы с высоты птичьего полета, но подобно шрамам рассеченный линиями электропередачи.

В зале с живописными работами в глаза бросается полотно, выполненное в приятных светло-розовых тонах. С немалым удивлением я прочла название: «Светлый реквием. 1991 год». Никогда раньше мне не доводилось применять определение «светлый» к заупокойной мессе. Присмотревшись, я поняла, что картина поделена горизонтально на три части: верхний мир — дом богов, средний мир — мир людей, нижний мир -пристанище злых духов. Такое мировосприятие присуще многим народам Крайнего Севера. В центре сюжета абстрактный образ девушки, по упавшему с ее головы венку мы можем понять, что она умерла и готовится к переходу из среднего мира в верхний или нижний. По моим ощущениям, пастельные цвета призваны показать само отношение к смерти, где реквием не конец, а только начало. Очень интересную деталь заметили гости выставки: в самом углу, в нижнем мире, нарисованы маленькие человеческие фигурки. Оказалось, в одном из интервью Геннадий Степанович обмолвился, что там он изобразил себя и своих друзей. Почему место им нашлось именно в нижнем мире, так и осталось загадкой.

Выставка дополнена крайне интересной интерактивной частью, инсталляцией «ИсСКАЗители» от молодежного театрального центра «Космос». По периметру зала расставлены тумбы со старыми дисковыми телефонами. Подняв трубку и введя указанный на табличке код, можно послушать сказки северных народов.

Автор инсталляции Мария Хайбуллина говорит, что писатели, собиравшие народные сказания, нередко переписывали их, меняя смысл. Мария и ее коллега Петр Юнкер задались целью собрать инварианты сказок и увековечить их. А старый телефон у Марии ассоциируется с бабушкой — так она хотела соединить витым телефонным шнуром уходящее прошлое и настоящее.

Буквально через десять минут мне удалось понять, с какой бешеной скоростью уходит прошлое. Я повертела диск, набрав 967, и в трубку полилась удмуртская сказка «Красавица-береза» — о дереве, которое исполняет желания (смысл сказки очень похож на всем знакомую сказку о Золотой рыбке). Повернув голову, я заметила детей, с недоумением смотревших на меня. Оказалось, они просто не знали, как пользоваться дисковым телефоном и как ввести код. Я показала, и они с восторгом принялись крутить диск, совсем забыв о сказке…

Выставку можно посетить бесплатно до 31 июля 2022 года.

***
фото: Николай Николаев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта