Добрая особенная школа
В старом здании школы на улице Красных Зорь обучают особенных детей. У педагогов есть учебный план, программа, у детей есть учебники. Основное отличие в том, что разная степень нарушения интеллекта требует индивидуальной программы для каждого ребенка.
И классы тут маленькие. По пять, восемь, двенадцать учеников. Педагоги работают с ними «рука в руке». Чтение, математика, письмо. Дети занимаются и с логопедом-дефектологом.
— Программа строится по федеральному государственному стандарту для детей с нарушением интеллекта, — говорит директор школы Ольга Антипова. — В каждом предмете закладывается коррекционная направляющая. Допустим, дети изучают на математике числа 3 и 4. Сегодня они запомнили, как пишутся цифры, научились считать до четырех, а завтра могут пойти в магазин и посмотреть, как эта цифра в реальности ощущается. Сколько это в рублях или, например, в яблоках. Ходят они не одни, а с преподавателями, тьюторами или ассистентами, в зависимости от того, какой специалист ребенку нужен. Ученики ездят на транспорте, учатся оплачивать проезд карточкой, учатся правильно вести себя в транспорте. На уроках все это проговаривается, а потом уже есть возможность попрактиковаться, — продолжает Ольга Николаевна.
В специальной школе дети учатся с первого по девятый класс. Начинают обучение после заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Eсли комиссия разрешила, то могут начать и в шесть с половиной лет. Или в семь-восемь. Некоторые приходят из общеобразовательной школы, после первого класса, например.
По окончании девятого класса выпускники получают свидетельство об обучении, и школа помогает им в дальнейшем. В городе есть четыре учебных заведения, куда берут выпускников школы № 2: колледж производственных и социальных технологий, техникум строительной индустрии и городского хозяйства, колледж транспортных технологий и сервиса и техникум индустрии и питания, коммерции и сервиса. «Там есть адаптированная программа именно для наших ребятишек», — поясняет Ольга Николаевна.
С готовым пакетом документов ученики приходят на зачисление. Хорошо, что абитуриенты могут выбирать себе профессию, уже имея некоторые навыки.
— У нас есть предмет «растениеводство», и дети могут выбрать профессию садовника, — рассказывает директор. — Eще есть картонажно-переплетное дело, ребята изготавливают альбомы, буклеты. В одном из училищ они могут освоить профессии комплектовщика и переплетчика.
В этом году в школе 68 выпускников. Экзаменов нет, шумного праздника в школе № 2 тоже не устраивают, зато после официального вручения аттестата проходит чаепитие с родителями и преподавателями. Все очень душевно, в теплой обстановке.
— В девятом классе наши ребята участвуют в конкурсе «Абилимпикс». В этом году четыре наших ученика заняли первые-вторые места. Одна девочка поедет в августе в Москву защищать свои знания по ландшафтному дизайну. Мальчики заняли призовые места по столярному делу, и у них уже есть бонус при поступлении в учебное заведение, — говорит Ольга Антипова.
Дети в школе чувствуют себя очень комфортно, у них есть воспитательные мероприятия, как и в общеобразовательных школах. Сотрудники стараются создать все условия для удобства школьников, относятся к своей работе со всей душой и теплотой. Вот, к примеру, Бабанин Алексей Александрович — Заслуженный учитель школы РФ, преподает технологию и столярное дело уже целых 47 лет. С Алексеем Александровичем ученики делают очень красивые работы и выставляют их на областные олимпиады.
***
фото: