X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Мастера чудес и опасных трюков

Чудеса на выступлении цирка Филатовых начинаются еще до начала. На своем месте я обнаруживаю красный зонт-трость. Зрители вокруг говорят, что зонт не их, а чей — они не видели. В итоге его забирает кто-то из персонала.

Я провожаю зонт задумчивым взглядом. Дело в том, что сегодня у себя дома я не нашла точно такой же зонт-трость, поэтому выбежала без него.

— Магия… — выдыхаю я.

Нет, конечно, я понимаю, что это всего лишь совпадение. И мало ли в городе красных зонтов? Но под куполом цирка мы все немного наивные дети. Сопротивляться этому эффекту в конечном счете ни у кого не получается. Пусть некоторые серьезные папы и мамы поначалу сидят с таким видом, будто их мысли сейчас очень далеко. Их задача — сопровождать детей, а не развлекаться. Но и они смеются над шутками, испуганно ахают, глядя на акробатов, и хлопают в ладоши по команде клоуна Шурика.

Точнее — дрессировщика Александра Филатова. Филатовы — это династия дрессировщиков. Аттракцион с медведями придумал Валентин Филатов еще в 1949 году. И сегодня, как и раньше, цирк работает только с бурыми медведями, а вся программа очень классическая. Здесь, например, можно увидеть танцующего с балалайкой медведя, будто сошедшего с картинки времен Российской империи и ярмарок со скоморохами.

Но в то же время Александр отличный коверный. Он один умеет восхищать детей больше, чем пять медведей, катающихся на велосипедах. Клоуну Шурику удается вызвать такой восторженный визг, что на несколько минут у меня закладывает уши. Очарованные обаятельным артистом, дети не желают отпускать его с арены. А я все гадаю: в чем секрет? Шурик будто умеет настроиться с детьми на одну волну, говорит с ними на одном языке. Не заискивает и не сюсюкает, а подшучивает и даже забавно критикует за ошибки — и дети в полном восторге.

Возможно, Филатову удается ладить с детьми по тем же причинам, по которым его слушаются медвежата. У тех тоже характер. Порой очень непростой. Татьяна Филатова, глава труппы, рассказывала журналистам, что у них есть животные с тяжелым характером. Такие своенравные и упертые медведи приехали из Уфы, больше дрессировщики думают не брать медведей из тех широт — больно они непростые. Был в династии и такой случай: взяли светлого горного медведя — красивого, глаз не оторвать. Но что с ним ни делай, никакие трюки он выполнять не хотел. Просто ложился и демонстрировал свою красивую шкуру. И отказывался понимать, что придирам от него надо. А вот самые послушные медведи живут в средней полосе России.

Дрессировщику сначала приходится быть родителем маленькому медвежонку, чтобы тот привык к человеку. В цирк их забирают малышами, кормят бульоном, выхаживают и выращивают. Потом начинают дрессировать. Татьяна Филатова уверена, что дрессировщик обязан быть лидером. Иначе медведи будут просто над ним издеваться, «как и дети над родителями».

Несмотря на то, что династия Филатовых уже много лет специализируется на дрессуре, артисты пробуют себя в разных направлениях. Eсли Александр талантливый клоун, то Валентина Филатова сейчас работает в иллюзии. Потому что вышла замуж за иллюзиониста. Их аттракцион так и называется — «Семейка магов». Валентина левитирует под чутким руководством Владимира Максимова. А еще в их отделении можно посмотреть на прокалывание мечами, трюки с исчезновением и другое волшебство.

Особенный восторг у детей и взрослых вызывают трюкачи на «колесе смелости». Умелые акробаты талантливы и как актеры. Я так и не разгадала, правда ли один из них чуть не упал, пока бегал по крутящемуся под куполом цирка колесу с мешком на голове? Я, конечно, знаю, что одна из важных составляющих таких номеров — это умение держать напряжение и показывать сложность и опасность трюка. А все-таки на миг сердце чуть было не выпрыгнуло из груди от страха за артиста. Ведь все акробаты труппы Филатовых выступают без страховки.

Eсли выступления артистов вызывают исключительно положительные эмоции, то вот животные радуют не всех. Девушка рядом со мной даже всхлипывает, глядя, как медведи дерутся, изображая боксеров. «Жалко их», — объясняет она. ВЦИОМ, кстати, подсчитал, что каждый четвертый россиянин против использования животных в цирках. Большинство из тех, кто против, — молодые люди от 18 до 24 лет. Большинство тех, кто за, -старше сорока.

Татьяна Филатова в интервью «Аргументам и фактам» признавала, что знает о существовании группы, категорически выступающей против животных в цирках. Однако не представляет себе, какой цирк может быть без зверей. «В конце концов дети приходят посмотреть именно на животных», -считает артистка.

Однако смело можно сказать, что цирк Филатовых был бы хорош, даже если бы в нем не было медведя с балалайкой или пеликана, ловящего клювом мячик. В конце концов в династии артистов хорошо понимают, что такое волшебный дух цирка. Большинство труппы Филатовых — цирковые артисты в третьем или втором поколении. И кажется, что творить чудеса или как минимум на два часа заставлять в них поверить -это действительно их профиль.

***
фото: Валентина Филатова и «Семейка магов»; Александр Филатов;Акробаты выполняли все трюки без страховки.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта