Куда ушли тюменские «Лужники»?
Беда в Тюмени со стадионами. Один — в развалинах, называемых реконструкцией, другой пока цел, но построен так, что в дождливую погоду по беговым дорожкам не только не пробежаться, пройти-то можно с большим трудом — ноги на мокрой глине, вымываемой из-под трибун, разъезжаются в разные стороны. Трудно не ударить в грязь лицом. В общем, спортивный облик города имеет пока весьма неприглядный вид.
А началось все в далеких 60-х. Когда город начал бурно развиваться, ему стали нужны спортивные перспективы. И тогда на месте Большого и Малого логов, где зимой на лыжах катались ребятишки, а летом горожане в теплицах выращивали овощи, решено было построить стадион. Многим это казалось чудом: настоящее футбольное поле, настоящие трибуны. А вокруг — зеленые тенистые аллеи. Так задумали архитекторы.
Строительство требовало огромных средств. В Москву делегировали Нину Никитичну Трескиян — тогда председателя областного совета ДСО «Спартак», самого влиятельного в городе спортивного общества. В успех мероприятия, по словам Нины Никитичны, мало кто верил. Но всесоюзная столица поддержала будущую нефтяную столицу. Дали «добро» и дали деньги.
Стройка началась буквально на ровном месте. Для того чтобы сформировать чашу стадиона с трибунами, начали насыпать грунт. Землю возили большегрузными самосвалами. Казалось, при таких масштабах работам не будет конца. Но земляные горы росли, и скоро самосвалы стали казаться на этих терриконах игрушечными машинками. Следом шли бульдозеры, разравнивая и утрамбовывая грунт. Ударная комсомольская стройка набирала обороты.
Наступил апрель 1962 года. Первой стала вырисовываться левая сторона. Сделали нарезку под трибуны, вбили сваи. Работа прервалась лишь на несколько праздничных дней.
После 1 Мая строители пришли на стройку и не узнали свое детище. Два крыла трибуны сползли к центру стадиона. Несколько месяцев работы пошли насмарку. Более того, стало ясно, что восстановлению трибуны не подлежат и продолжать в том же духе не имеет смысла: по левому краю обнаружили «плавун». Инженеры приняли решение: сваи убрать, насыпь снести, излишки грунта вывезти.
Все начали сначала. С «нулевого» цикла. В чистое поле пригнали экскаваторы и начали рыть яму под футбольное поле. Вложенные ранее деньги оказались потраченными напрасно. Срок сдачи стадиона, по проекту предусмотренный на 1966 год, переместился в далекое будущее. Потом окажется, что оно наступит только через 15 лет (стадион, получивший название «Геолог», полностью сдадут только в 1982 году). За это время сменится не один главный архитектор (начинал строительство Гриненко), не раз изменится сам проект, построенные первые очереди будут неоднократно переделываться и, главное, иссякнут средства, чтобы сделать все так, чтобы стояло на века, чтобы не стыдно было перед потомками. Чтобы в 2000, например, году люди, спотыкаясь и падая на мокрой глине, вымываемой дождем из-под 9-й трибуны, не чертыхались и не поминали лихом всех тех, кто так строил.
Кстати, в Тюмени должен был быть и еще один стадион. В народе его называли «тюменские «Лужники». Долгое время место для него было зарезервировано на площади возле выставочного зала. Много лет на этот пустырь приезжали зверинцы, лунапарки, а строительство все не начиналось. А когда, наконец, началось, вышел не стадион, а Сбербанк. Стадиона тут уже не будет никогда.
***
фото: Строительство стадиона «Геолог», начало 60-х