Большие проблемы малой воды
Тура никогда не будет похожа на Миссисипи. И не только потому, что ширина и размах у нее не те. Природные особенности тюменских рек таковы, что большую часть года они или совсем несудоходны или судоходны частично — то замерзают, то мелеют. Сейчас, в период летне-осенней межени, глубина реки на некоторых перекатах составляет всего 1,2 метра, что на 20 см меньше даже ранее гарантированных глубин, при которых возможно нормальное грузовое судоходство. Но речной транспорт всегда был и останется сильной альтернативой сухопутному — так считают в Тюменском речпорту.
«С максимальной нагрузкой Тюменский речпорт работал в 80-х»,- рассказывает главный экономист порта Дмитрий Филиппов. Тогда перерабатывали за навигацию до трех миллионов тонн различных по характеру грузов. Везли все, «от лаптей до комбайнов», от продуктов и товаров народного потребления до техники и промышленного оборудования. Сейчас такого ажиотажа нет. Грузооборот резко упал после дефолта 1998 года. Больше года речники оправлялись от нанесенного финансового удара — весь 99-й стояли почти без работы.
В этом году речпорт ожил. Только за семь месяцев отправили более 33 тысяч тонн — это почти в три раза больше, чем за весь прошлый год. Но характер грузов изменился. Значительно уменьшилась доля перевозимого промышленного и нефтегазового оборудования (часть его взяла на себя железная дорога), а основу составили строительные материалы: железобетонные изделия, пиломатериалы, металлические конструкции, дорожные плиты, цемент, кирпич. И частично — грузовые контейнеры. Кстати, эти грузы в речпорту считают самыми неперспективными по причине дороговизны. Когда-нибудь построят на Север мосты, дороги — и контейнеры повезут сухопутным путем — так дешевле.
Речной транспорт в конце 60-х был царь и бог. Тогда до северных районов можно было долететь только самолётом или доплыть пароходом. А потребность в грузоперевозках была большая. Тогда на государственные деньги закупили и большую часть портового оборудования. Приобрели все работающие и по сию пору портальные краны: и «тяжеловесы» — 20-тонные «Альбатросы» венгерского производства, и немецкие «малютки» — пятитонные «Ganz». Раньше краны крутились, образно говоря, по 24 часа в сутки, сейчас большую часть времени они в простое. Обычно работают на погрузке-разгрузке только два-три.
Часть техники, приписанной к речпорту, сдана в аренду. Здесь не хватает объемов работы. 16-тонный плавкран работает «по контракту» на Харасавэе, а «пятитонки» — в порту Ханты-Мансийска ив Демьянском. В Ханты-Мансийск ушел самый мощный грузовой теплоход — РТ-441. А в Селиярово — теплоход-толкач РТ-748. Северные города и пункты Средней Оби принесут Тюменскому речпорту неплохие доходы.
Грузоперевозки по Туре в период малой воды, когда уходят паводковые воды, осложняются тем, что дно на речных перекатах заносит песком и илом — река мельчает. Раньше, до начала 90-х, управлением водных путей постоянно велись работы по углублению дна, работали земснаряды, которые вынимали песок на рискованных участках. Теперь земснаряды стоят, и баржи идут по фарватеру, груженные только наполовину: тысячетонная баржа берет только 500 тонн, иначе не пройдет — не хватит глубин. Братьям-тоболякам намного легче: глубина Иртыша, для сравнения, даже сейчас не менее 1,9 метра. Наши трудности приходится отдельно оговаривать с поставщиками.
Хорошо бы обновить в речпорту оборудование, особенно портальные краны. Сделать это было бы проще, если бы тюменские речники зарабатывали валюту, как, например, «западники» — новороссийцы, которые недавно купили германский «Маннесман». Такой портальный кран на пневмоходу, не привязанный к привычным рельсам, стоит порядка 800 тысяч долларов. Начальник Тюменского речного порта Милий Закон смотрит на вещи реально: пока возможно лишь провести модернизацию, заменить ответственные части механизмов и продлить срок службы оборудования.
Наряду с техническими проблемами Тюменский речпорт волнуют и кадровые. Резерва почти нет. Из Омского речного училища выпускники не едут, а тюменское училище речников ГПТУ-14 готовит только рулевых мотористов, и то недостаточно. Молодежь приходится обучать с нуля и на месте. Не хватает и опытных кадров -капитанов и штурманов. И этот пробел за год не восполнишь.
Но, несмотря на все, Тюменский речпорт не теряет надежды и веры в завтрашний день и в свои перспективы. Речники говорят: «Свою нишу мы всегда найдем».
***
фото: