По улицам ходила большая крокодила
Людей всегда привлекало всё необычное. У автолюбителей это чувство просто гипертрофировано. Видимо, поэтому ни один автожурнал не обошел вниманием питерскую разработку — «Кайман». Я тоже не обойду.
Создан этот агрегат еще в 1994 году. Спроектирован группой в шесть человек всего за восемь месяцев. Затем его показали на какой-то локальной питерской выставке. Тут-то все и началось. Автожурналы выстроились в очередь на тест-драйв. Все автомобильные и околоавтомобильные телепрограммы расхваливали «русский хаммер». За ними потянулись киношники («Крестоносец», «Операция «С Новым годом!»). Агрегат быстренько превратился из специального вездехода в шоу-кар.
А машина действительно неплохая. «Кайман» был отмечен в 1998 году на выставке во Франции. Только не как автомобиль, а как вездеход. Как-то язык не поворачивается назвать легковой машину с пластиковыми сиденьями, двухместным салоном и подножкой на уровне пояса. Так что давайте рассматривать машину именно как специальный вездеход.
«Кайман» одновременно похож на бронетранспортер и истребитель. Кузов с резкими, рублеными гранями и очень большим наклоном лобового стекла крепится на мощной раме. «Раздатка» позаимствована у «нивы», осевые редукторы — от «ЛуАЗа», бортовые — от БТР. Подвеска полностью независимая. Спереди и сзади — по два поперечных рычага от бронетранспортера, а роль упругих элементов выполняют торсионы, тоже сделанные на основе бэтээровских. Военная родословная ходовой части позволила отказаться от гидравлических амортизаторов: их функции возложены на сайлент-блоки и резиновые втулки на осях рычагов.
Двигателей «Кайман» сменил множество: «ВАЗ-21011», затем «ВАЗ-2130» (1,8 литра), теперь это УМЗ с объемом 2,9 литра. Максимальная скорость увеличилась с 60 до совершенно не нужных 120 км/ч.
«Кайман» действительно обладает сказочной проходимостью, даже превосходит пресловутый «хаммер». Один дорожный просвет в 420 мм (!) чего стоит. Он с одинаковым успехом ездит по горам и болотам. Eго практически невозможно перевернуть. Может форсировать водные преграды, только для этого нужно установить понтон. Все это хорошо и замечательно, вот только кому он нужен?
С подачи СМИ считается, что без «Каймана» никак не обойтись военным, спасателям, нефтяникам, газовикам и прочим, работающим в экстремальных условиях. Но давайте присмотримся к машине повнимательней. Очень плохая обзорность — из-за высокой посадки и сильного наклона лобового стекла. Тесный салон — вдвоем в зимней одежде поместиться там довольно затруднительно, к тому же нужно еще приложить усилия, чтобы в машину забраться, а в шубе это трудновато. Маленький багажный отсек с погрузочной высотой в добрый метр. Зачем нужен вездеход, на котором ничего не увезешь? Не стоит забывать и о цене, товарный образец автомобиля фирма оценила в 50 тысяч долларов.
Так что никто его заказывать не кинулся. «Кайман» так и остался шоу-каром. Однако идея не умерла, в 1999 году был создан вездеход «Тарантул» (таран tool — что-то типа инструмента разрушения). Посмотрим, что из него получится, дело-то нужное. Главное, чтобы все не кончилось очередным шоу-каром.
***
фото: