Таланты — вне конкурса
Фестиваль «Музыкальное лето в Остфризланде», по сути, — серия мастер-классов, которые проводили с молодыми талантливыми музыкантами — скрипачами и пианистами, приехавшими из разных стран мира, — признанные мэтры, профессора высших музыкальных школ Германии и Венгрии. Такой музыкальный праздник, уже 16-й, прошел в Ганновере с участием делегации центра поддержки молодых дарований «Новые имена». Тюмень среди других там представлял Станислав Хуланхов, выпускник нашего колледжа искусств.
С группой, в которую был включен Станислав Хуланхов, работал в Аурихе профессор Венской высшей музыкальной школы Питер Барзаба. Все подопечные мэтров — независимо от возраста — назывались учениками. Как в школе, для каждого был расписан график посещения мастер-классов. И хотя строгого его соблюдения никто не требовал, большинство аккуратно посещало не только свои занятия, но еще и внеплановые.
За шесть уроков Станислав показал Питеру Барзаба десять произведений — Бах, Бетховен, Рахманинов, Лист, Шопен. Наиболее трудной, пожалуй, была одна из сонат Бетховена. Замечания мэтра касались не только техники исполнения, но и трактовки некоторых авторов. Пословам Станислава, в Германии со-
всем по-иному воспринимают и исполняют Баха. Здесь он более «очищенный» от последующих редакций, более приближенный к XVII веку. В Германии Бах такой же «свой» автор, как в России, например, Чайковский. Поэтому и понимают его, возможно, глубже, — как мы глубже понимаем «стихийную» русскую народную музыку.
Несостязательный характер фестиваля — благодатная среда для тех музыкантов, которые «не конкурсные» по своей сути, которых состязательность публичных выступлений выбивает из колеи и не позволяет продемонстрировать все свои возможности. Такого, неконкурсного, типа были, кстати, многие выдающиеся пианисты. Никогда не участвовал в конкурсах Софроницкий. Станислав Нейгауз выступал на конкурсах неудачно. Без конкурсных титулов остался и Eвгений Кисин. Хотя, конечно, громкие победы быстро делают музыканту имя и открывают широкую дорогу. Можно однажды выиграть престижный конкурс, например, имени Чайковского, чтобы тебе были обеспечены хорошие контракты на длительный срок.
Мастер-класс — это лишь первая ступенька. Далее каждый молодой музыкант должен был сольно выступить на одном из концертов фестиваля. Они проходили в разных городах, в основном в залах католических церквей. Станислав Хуланхов выступал внепланово (просто обратные билеты купили заранее) в концертном зале Дангаста. Вместе с учителем они выбрали к исполнению «Музыкальный момент» Рахманинова и один из этюдов, которые Станислав написал сам. Этот этюд тюменский музыкант считает пока лучшим своим произведением. Композиторский стаж его невелик — пишет музыку всего три года, первые импровизации родились, когда было лет 15. Любимый музыкальный жанр — пьесы и сонаты. Хотя сонаты, на его взгляд, получаются пока не очень удачно. Но все еще впереди. Первые лестные отзывы о своем творчестве — от Питера Барзаба — он уже получил. Что будет дальше — покажет время.
***
фото: