Ощущение праздника
Как много сошлось в Тюмени в один-единственный день — 29 июля. С утра — плавящийся асфальт на «мэрской» площади. Даже привыкшие к зною мексиканцы и тайваньцы рефлекторно тянулись в березовую тень. А в середине дня на рощинской дороге мою машину едва не смел в кювет шквальный дождь, потом забарабанил град, покрыв лобовое стекло кусками льда. Добрались до Перекопской — сухо. Итак целый день — жара пополам с кочующим дождем.
В середине — не дня, а праздника — в Комсомольском сквере начинался конкурс дворников (идея, родившаяся в недрах нашей газеты, с удовольствием удочеренная в Калининской администрации; во всяком случае мне известны по меньшей мере три человека, равно претендующие на право называться отцом этого конкурса; в таких случаях Мопассан писал: «Отца разыскивать воспрещается!»).
Начал накрапывать дождь. Аллея, приготовленная в качестве дворницкого полигона, намокла. Начальник территориального округа Валерий Борисов хватался за голову. Не в том смысле, что пытался прикрыть от дождя прическу. Это был идущий из древности жест отчаяния. Валерий Иванович то взывал к небесам: совесть надо иметь! То бросался к музыкантам в белых пиджаках: играйте, играйте! Музыканты спрятали свои смокинги в футляры от инструментов и продолжали играть.
А перед тем присутствующим раздали тысячный номер «Курьера». И многие попытались соорудить из газетных листов какое-то подобие зонтика. Хорошо, что юбилейный номер вышел полуторным объемом — все-таки не так быстро намокал…
Общие молитвы (верующих и неверующих) дошли куда надо. Дождь прекратился. Заревели мощные динамики. Дворники состязались в искусстве метения, в частушках и в ловкости рук. Собравшиеся болели за метущих и хохотали над частушками (дворницкий же юмор!). Город веселился, как умел.
Нынешний день рождения Тюмени, первого русского города на азиатском континенте, больше, чем прежние, напоминал европейские праздники. Например, Лавандовый фестиваль, на котором мне довелось побывать в прошлом году, зрители наблюдали за столиками многочисленных кафе. У нас летние кафе, количество которых превзошло все расчеты и все разумные пределы, появились и на пятачке перед строгой филармонией, и на площади перед официальной мэрией. Музыка, тень под синими и красными тентами, прохладительные напитки — все 24 удовольствия.
Я мог бы многое перечислять из того, что произвело на меня впечатление в этот «день рожденный день». Хотя убежден, что у каждого тюменца сохранилась своя картинка. Из отрадного -помню, как четыре года назад в полночь я шел по улице Республики, а под ногами хрустели осколки бутылок. На этот раз, свидетельствуют наши корреспонденты, город был гораздо чище. Eсли они не ошиблись — мы растем.
И последнее, о чем обязательно надо сказать. Вы заметили, сколько молодежи в городе? Вы заметили, что Тюмень вовсе не спешит превратиться в город пенсионеров? Вы заметили, что получили возможность взглянуть в лицо XXI веку?
Это не просто констатация факта, не просто удовольствие оттого, что смотреть в юные лица куда приятнее. Это означает, что у города есть перспектива. Что у страны есть перспектива. И что очень многие приоритеты, в том числе и в действиях властей, должны быть смещены в сторону завтрашнего дня.