Наш мэр получил подарок — выставку и картину
Накануне Дня города в Тюмени подвели итоги выставки изобразительного искусства «Художники — городу». В торжественной, но слишком теплой (плюс 34) атмосфере мэр Степан Киричук сказал, что увидел на выставке много нового. Чем и как живет город, что делается в нем, что получилось, что плохо. А главное — авторы произведений и в это непростое время отыскивают красоту в Тюмени и дарят ее жителям.
Красивая и профессиональная, современная и перспективная выставка. Мэрия и дальше будет поддерживать такие культурные проекты. Это настоящий подарок всем горожанам.
Председатель жюри и руководитель городского комитета по культуре Надежда Коломийцева огласила распоряжение, а мэр вручал дипломы и привечал таланты. Грант — денежная премия имени тюменского художника XIX в. Ивана Калганова за создание оригинальной жанрово-тематической композиции досталась Владимиру Глухову («Зульфия и колхозник»). Награду имени Александра Мурычева (певца Тюмени 40-60-х гг.) получил Анатолий Седов — за пейзаж «Мой город».
Тут была приятная заминка. Седов держал благодарственную речь, после которой вручил Киричуку новую «горячую» вещь -обновил своим взглядом и кистью примелькавшийся нам перекресток Республики и Первомайской. Киричук: «Приходите завтра -вывесим на видном месте!».
Отмечены сибирские пейзажи Геннадия Бельтюкова («Летний вечер») и Юрия Рыбьякова («Ветреный день») — премией одного из основателей тюменского направления в живописи Александра Митинского. Сразу три графика разделили премию имени Геннадия Бусыгина: Eвстафий Кобелев (наверное, пришел на университетский филфак и летяще, изящно набросал на ватмане вдохновенный образ — «Девушка и стихи»), волшебник акварели Александр Миллер, узрев «Уж осени конец», поспешил на знакомую заимку и застал ее в таинственной сиренево-муаровой дымке, Александр Ливн (Нижневартовск) открыл «Февральские окна» и, не успев простудиться, запечатлел красивые проказы северной зимы в форме кипящего лебедями весеннего озера.
В скульптурном деле (премия имени Ивана Овешкова) выделили «Композицию» Владимира Шарапова (Ялуторовск). Он профессионал, работает во многих жанрах, член Союза художников РФ, вошел в пору зрелого расцвета, закончил знаменитое высшее питерское училище и осел у нас. Любовь с городом взаимна, ему подарили специально построенную настоящую мастерскую с подъемниками и инструментами. Велик наплыв в основанную им детскую художественную школу.
Коломийцева и директор Тюменского музея изоискусств Людмила Овсянкина убедили мэрию, что надо расширить зону влияния ставшего традиционным смотра художественных сил города. И вот под юпитеры выходит… академик Владимир Мельников, директор Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН. От его эмоций могла испариться вся вечная мерзлота наших «Северов». Академик занимается «холодными» проблемами планеты (криосферой Земли). Но благодарность мэра и премию получил за организацию первой выставки местного молодежного авангарда «Артезианский колодец» и за подвижническую деятельность в сфере изоискусства. Итак, нас ждут в академии (здание за ДК «Геолог», в сторону нового путепровода) в сентябре где будет новая выставка. Наградили и подчиненного академика художника и электронщика Олега Федорова — за пропаганду изоискусства Тюмени в Internet.
Очень душевно, что заметили детей, у которых недавно прошла своя выставка «Мой город». Учащиеся детской художественной студии при Тюменском музее изобразительных искусств прыгали от радости, а их директор Наталья Маломыжева, малость увлажнив глаза, пошла за дипломами.
Приз зрительских симпатий достался Анатолию Седову. Он весело помял сверток и куда-то исчез. Что-то такое бытово-электронное.
Из кулуаров. Наталья Сезева (ТГМИИ): «Хороший рабочий уровень без качелей — то ли слабо, то ли запредельно. Авторов стало меньше — 50 — и 200 работ. Два года назад было больше. Занятые высоты и воспринятые традиции лидируют. Наши выставки — дань уважения к первой городской экспозиции 1920 г. Старые мастера (Митинский, Барышев Котовщиков и другие) открыли нашу городскую поэтику. Нынешние мастера ищут утраченные связи, но не боятся новых мотивов».
Eсть и проблемы. По двум номинациям (декоративно-прикладное искусство и портрет) жюри решило не присуждать премий. Владимир Глухов («артезианец»): «Я бы присудил себе премию за «Ягодку». Конечно, «Зульфия и колхозник» — метафора, жажда воды утомленными зноем землей и людьми. Ягодка же — плод игры любовного воображения. Но… жюри всегда право. Премия Калганова для меня почетна. Он, хоть и из XIX в., но весь наш, митьковский (питерская группа, основана в 80-е годы, иронически-пародийно использует приемы народного лубка, маргинального, на грани непрофессионального, «наивного» стиля. Типичный сюжет — митьки пришивают обратно ухо, которое отрезал себе Ван Гог — В.Р.)».
По Глухову выставку однозначно не оценить. Я понял Владимира так — то ли перед рассветом, то ли перед закатом. Но тут Наталья Сезева увела меня в зал и обратила внимание на деревянную скульптуру Владимира Шарапова. Страшное распятие, измученный человек, чьи руки и ноги спутаны проволокой. Осторожно сказала — Христос XX века. Призыв лечить нас от скверны новым преображением. Но и сам человек во многом виноват, поэтому лишен тернового венца. Вызвал мощные силы зла в техногенной упаковке и не знает, как их остановить.
Сезева права — не надо спешить. Вглядишься — и увидишь те произведения, которые обещают рассвет. Новые работы председателя тюменского отделения Союза художников России, известного мастера нашего постимпрессионизма Александра Новика, Михаила Гардубея… Но они были в составе жюри, и поэтому портрет Новика не смог попасть в номинацию, которую отправили в «отставку». Да и у вещей Гардубея будет другой шанс. Настоящее искусство — оно всегда впереди.
***
фото: Анатолий Седов приготовил подарок мэрии