Еще раз об автобусах и ветеранах
В двух последних выпусках «Запасного колеса» затронута больная тема: взаимоотношения кондуктора и пассажира-льготника в общественном транспорте, в конкретном случае — ветерана труда.
Но я не хочу вдаваться в конфликт пассажира Богачева и кондуктора Бетехтиной, а попробую понять, из чего эти конфликты возникают? К сожалению, мы, ветераны, сами даем повод к этому. Что от нас требуется при посадке в автобус или троллейбус? Только одно — предъявить в развернутом виде удостоверение, дающее право на бесплатный проезд. И все! А как некоторые из нас поступают в похожих ситуациях? Кондуктор уже «обилечивает» соседа, а мы, вместо того чтобы раскрыть удостоверение, спрашиваем: показывать его или нет? Eсли кондуктор все же желает ознакомиться с нашим льготным проездным, начинаем шарить по карманам, в сумочке, наконец, предъявляем… завернутую в полиэтилен и перетянутую резинкой обложку.
Другие, особенно явно пенсионного возраста, в коммерческих маршрутах не делают даже попытки достать ветеранское удостоверение. На лице, мол, все написано. Но ведь не каждый пенсионер имеет звание ветерана труда, а значит, и право на бесплатный проезд. Можем оставить удостоверение дома, а от кондуктора требовать бесплатного проезда. Почему-то никому не приходит в голову, забыв дома деньги, требовать от продавца буханку хлеба. А разницы особой здесь нет…
Почему же мы так высокомерно, так неуважительно относимся к труду кондуктора? Сужу по себе: зайдя в салон, я в любой момент готов предъявить удостоверение, как и положено, в развернутом виде. И, знаете, уже многие кондукторы, чувствуя непредвзятое к себе отношение, даже говорят «спасибо», несмотря на то, что от такого «халявщика» выручки никакой.
После этого моего письма у некоторых читателей может сложиться мнение, что все в нашем общественном транспорте прекрасно, нарушений ни со стороны кондукторов, ни со стороны водителей нет. Eсть, конечно, и, к сожалению, немало, но об этом в другой раз, доберемся и до них. (Шутка).
Геннадий Иванов, ветеран труда, пенсионер