Инспектор должен ездить медленно
— Я очень боюсь ездить по городу. В Тюмени так ездят, что страшно становится, — признался начальник ГИБДД УВД Калининского округа Тюмени Сергей Батурин.
Несмотря на страх, у начальника инспекции — водительское удостоверение профессионала: все категории открыты. Работать в ГИБДД Сергей Иванович пришел не случайно. С машинами, дорогами, техникой он связан с детства. Отец — Иван Устинович -работал ведущим специалистом по подготовке водителей и научил шоферскому делу около трех тысяч человек.
— Мы с братом Николаем с детства видели, как гаишники обучались у отца и сдавали экзамены. Кое-что запоминали. Например, брат в 5 лет знал, как устроена форсунка в дизельном двигателе. А я сел за руль, по рассказам матери, в первом классе.
После школы Сергей поступил в шадринский индустриально-педагогический техникум. Затем взяли в армию, во внутренние войска. Получил Батурин сержантские погоны и пошел работать в ГАИ в батальон дорожно-патруль-ной службы, где и проработал восемь лет инспектором. Параллельно заочно учился в школе милиции.
— Работа в ДПС очень интересная. По графику я работал либо на дежурной машине, либо на вертолете. Летали, конечно, с пилотом, который порой давал подержаться за рычаг. Вертолетом, скажу я, управлять гораздо легче, приятнее, чем машиной. Незаметное движение рычагом -и вертолет начинает под тобой «гулять». Впечатление непередаваемое. А еще лучше — на большой высоте отпустить вертолет, он падает со скоростью 120 км в час. Чувство собственного падения здорово адреналин повышает. Но это все баловство. Вообще-то, на Ми-8 мы дежурили: сверху лучше видно нарушителей дорожного движения. Засекаешь водилу, передаешь по рации дежурным номер машины, а они уже останавливают.
А как-то между поселками Боровский и Винзили, это было наземное дежурство, заметили белую «копейку». Стоит, колеса все спущены. Оказалось, два приятеля ездили в Красноярск «забивать шишку» (собирать кедровые шишки), да на обратном пути напоролись на что-то острое. Один из них уехал в Eкатеринбург за шинами (забрал все деньги), а другой ночует на трассе — ждет его, голодает. Так мы три дня помогали ему выжить. Eду возили.
Сергей Иванович внешне неэмоционален. Спокоен, уверен в себе. Но когда сдерживаемые чувства прорываются, перед вами совершенно другой человек — живой, общительный, с юмором. Так он преображался, рассказывая об интересных случаях из жизни дорожного инспектора.
— Самое страшное — погоня за пьяным водителем. Часто это связано с риском для жизни. В начале 90-х дежурили возле деревни Казарово. Мчится на нас «ВАЗ-2103» желтого цвета (профессиональная память! — Т.С.), не останавливается по нашему требованию. Ночь, сильный дождь, едем за нарушителем на большой скорости. Когда у водителя первоначальный страх прошел, он решил столкнуть нас с трассы. На правостороннем повороте все машины должны ехать по крайней правой полосе, а водитель поехал по левой, чтобы мы не заметили поворота — темно ведь.
Видя, что я не понимаю, где правая, а где левая сторона, Сергей Иванович берет пачку сигарет и трубку радиотелефона.
— Вот это нарушитель (показывает на пачку), а это наша машина (радиотелефон). Летим по дороге (пачку и телефон двигает по столу). И если бы я вовремя не крутанул руль (в глазах азарт, руками показывает движение), то машина перевернулась бы. Проехали уже 15 километров до деревни Большие Ярки. На скользкой дороге «жигуль» развернуло на 180 градусов, и он уперся носом в патрульную машину. Напуганный водила начал выталкивать нашу машину (пачкой сигарет бьет о трубку) — и вытолкал. Точнее, я его пожалел — дал задний ход. Пока он разворачивался, мы ему разбили лобовое стекло рукояткой автомата и два раза дали по роже! Это шутка, конечно (смеется).
Водила выровнялся — и обратно в Казарово. Мы — за ним. Потом опять развернулся и пошел на таран. Пришлось пропустить. К нашей радости, его левое колесо «зарезало», и машину отбросило с дороги. А там у частного дома стояла большая чурка: полено хозяин выставил, чтобы машины по газону не ездили. «Жигули» на высокой скорости запрыгнули на эту чурку — ба-бах! Надо было видеть этот прыжок! (Смеется).
Пьяного водителя лишили прав. Что интересно: через год останавливаю его же — и снова в нетрезвом состоянии. Но во второй раз он уже не удирал. Все равно догоним.
На памяти начальника инспекции еще много интересных случаев, но дальше рассказывает он как-то неохотно. Вот и о своей работе в северных городах, что за Полярным кругом, только и сказал, что, «выходя при 50-градусном морозе из патрульной машины, сразу же покрываешься инеем».
После работы в отдельной роте ДПС при областном УВД вот уже четыре года — начальник. Однако начальник ГИБДД округа прекрасно разбирается в компьютере, в Интернете заказывает книги. Больше всего любит читать приключенческие (в домашней библиотеке их очень много).
-Детективы не люблю, особенно с погонями. Наверное, потому, что самому приходилось за кем-нибудь гоняться, часто — рискуя жизнью.
Мне интересно было узнать, останавливают ли его «волгу» на дорогах?
— Конечно. Но, когда я представляюсь, отпускают без досмотра. Да меня и так не за что штрафовать: стараюсь не нарушать правил дорожного движения. Когда насмотришься страшных ДТП, то поневоле ездишь по городу на скорости 30-40 километров в час.
***
фото: