X

  • 23 Июль
  • 2024 года
  • № 79
  • 5578

Бумажный кораблик из желтых листьев

Знаете, какого цвета не достает генеральному плану развития Тюмени? Голубого. Потому что только голубым на планах и схемах отмечают естественные и искусственные дренажи -те самые водотоки, из-за отсутствия которых Тюмень, к сожалению, имеет славу одного из самых грязных городов страны.

Почти в каждом генеральном плане города со времен их составления отмечалось, что развитию Тюмени мешает неблагоприятное обстоятельство — подтопление.

Этого никто не отрицает и сегодня, однако приоритетной эта проблема почему-то до сих пор не стала. Некоторые даже начинают сомневаться: может быть, мы все запустили, что и менять что-либо уже поздно? Главный инженер института «Тюменьгипроводхоз» Владимир Балябин говорит, что на людей влияет еще и таком психологический фактор: подтопления у нас в городе случаются не каждый год, и в такие времена появляется надежда, что бедствие не повторится.

Но, рассказывает Владимир Федорович, предрасположенность к заболочиванию у Тюмени — географическая и климатическая (поэтому надеяться, что «авось пронесет», не стоит): полый рельеф, множество осадков, особенно весной и осенью. В этом же ряду можно назвать и состав грунта, который напоминает слоеный пирог, из-за непроницаемого слоя вода задерживается на поверхности, создавая болото.

А развитие города за последние СЗО лет только осложнило ситуацию. Чего стоит, например, уничтожение естественных дренажных систем, оврагов и маленьких решек — их засыпали и застроили гаражами. К природным причинам также добавились многочисленные утечки из водопроводных сетей (теряется около 20 процентов воды), труб теплоснабжения и канализации. В генеральных планах всегда говорилось о подтоплении, но при строительстве этот факт не учитывался.

Поэтому на совещании, что проходило в кабинете заместителя главы города Николая Романова, Владимир Балябин обратил внимание, что «голубые линии» (место расположения естественных и предполагаемых дренажей) должны быть обязательно обозначены в генеральном плане города, который сейчас находится в разработке. Без такой схемы невозможно говорить о защите территории города от подтопления и затопления. Тогда на совещании решили обратиться к депутатам городской Думы, чтобы они выделили средства на такие работы (исполнитель — «Тюменьгипроводхоз»).

Но Владимир Федорович сомневается, что дело доведут до конца. Ведь в конце 80-х — начале 90-х в Тюмени появились даже пять схем инженерной подготовки и защиты от подтопления города, над которыми работали специалисты из «Уникома», «Гидрокоммунстроя», «Виогема», «Ленгипрогора», «Гипрокоммундортранса». Эти проекты, говорит Балябин, дороги, и некоторые из них просто не оправдали себя. Например, «Ленгипрогор» работал в Заречных микрорайонах: намыли песок, но не предусмотрели строительства дренажей.

По мнению главного инженера, самая важная задача в борьбе с подтоплением — избавиться от поверхностного стока (это дожди). Для этого нужно возродить естественные каналы (овраги, речки), построить ливневые канализации. «Но для ливневых канализаций необходим уклон, чтобы вода в них стекала, — это рельеф, вопрос генплана, вот поэтому я и говорю, что «голубые линии» должны быть нанесены в плане». В Салехарде, например, для этой цели вдоль дорог строят железобетонные лотки (что-то вроде азиатских арыков).

Собранную воду нужно очистить («Наши реки часто загрязняются ливневыми и талыми водами») перед тем, как направить в реку. О технологиях по очистке воды можно говорить много. Владимир Балябин привел в пример заграницу, где специалисты пошли по простому пути: из двух типов очистки (механической и биологической) выбрали одну — механическую. Балябин считает, что такой вариант дешевле, а потому реальнее.

Но все это в будущем. Eсли депутаты посчитают целесообразными доводы экологов (обоснование готовит Людмила Могутова) и выделят деньги, начнутся расчетно-графические работы -анализ рельефа, определение количества и качества осадков и др. А может быть, все снова забудется, как это не раз случалось. И на столе у Владимира Федоровича в стопке бумаг пожелтеет очередная схема защиты Тюмени от подтопления. И будет годиться для постройки бумажного кораблика. Благо воды в Тюмени предостаточно.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта