50 тонн нефти собрано. Сколько еще осталось?
По данным отделения международной неправительственной некоммерческой организации «Совет Гринпис», каждый год река Обь выносит в Карское море несколько сотен тысяч тонн нефти. В 1993 году эта цифра составила 600 тысяч тонн, в 1994 — 200 тысяч. Даже при аварии на крупном танкере в окружающую среду попадает меньше нефти, чем при регулярных разливах. Например, в 1998 году при аварии на танкере «Паллас» в Северном море вытекло 60 тонн нефти, в результате чего погибло более 10 тысяч птиц.
Попадая в окружающую среду, нефть загрязняет почву и грунтовые воды, реки, озера. Содержание этого горючего в традиционных продуктах питания коренных народов Севера превышает предельно допустимый уровень. На почвах, где побывал нефтяной разлив, десятки лет не будут расти деревья, не появятся животные.
Борьба с нефтяными разливами — одна из кампаний «Гринписа». Всего таких кампаний шесть. «Зеленые» борются против токсического загрязнения (кстати, наиболее распространенным в России способом ликвидации разливов нефти остается ее выжигание; при этом большое количество токсинов поступает в окружающую среду), радиационного загрязнения, браконьерства. Выступают за спасение озера Байкал (по данным «Гринпис», целлюлозно-бумажный комбинат спускает в озеро отходы производства, поэтому может исчезнуть нерпа — она водится только в пресной воде), за сохранение лесного массива.
Вернемся к нефти. С начала августа добровольцы из шести стран — России, Нидерландов, Германии, Австрии, Франции, Словакии — работали на нефтяном разливе в Нижневартовске. За три недели они с помощью ведер и лопат, похожих на большие ковши, собрали около 50тонн нефти и нефтесодержащей эмульсии. 800 литров горючего отправились по городам страны, где вместе с музыкантами организованы акции под лозунгом «Наша чистая, планета». Первым таким городом стала Тюмень.
25 августа у ОДНК собралась молодежь — в красных клетчатых рубашках, ярких штанах, кофтах с капюшонами, ботинках с красны ми шнурками, желтых очках, кепках, со стильными сумками до колена — в общем, неформалы. В толпе периодически появлялись взрослые женщины и мужчины тоже своего рода защитники чистой планеты — собиратели бутылок из-под пива, которые молодежь оставляла на асфальте (остальной мусор у нас не в цене -поэтому он оставался на площади).
Акцию «Нет разливам нефти», организованную «Гринпис» и творческим объединением «Овация», поддержали рок-группы «Текила-джаз», «S.P.O.R.T.» (Санкт-Петербург), «Москва-Луна» (Eкатеринбург), «Джонатан Бультерьерра» (Донецк), «А.Т.О.М», «Rolling Rock», «Браунинг» (Тюмень). «Музыкантам небезразлично, каким воздухом мы дышим и какую воду пьем. Вместе с «Гринпис» мы сделаем нашу планету чище», — сказал Eвгений Федоров из группы «Текила-джаз».
Но каков эффект от таких мероприятий? По мнению зрителей, никакой. Часть публики воспринимала акцию как обыкновенный концерт на халяву. Однако нашлись и единомышленники. Более 50 человек, заплатив взнос (минимум 30 рублей), заполнили анкеты и, таким образом, вступили в организацию.
— Куда пойдут эти деньги?
— На проведение акций, кампаний, — отвечает координатор по работе с волонтерами «Гринпис» Василий Долматов.
— Бытует мнение, что «зеленые» акции — выпендреж, и не более.
— Да, мы хотим привлечь внимание общественности, прессы к экологической ситуации в России. Мне кажется, это очень актуальная тема. Я вступил в «Гринпис», потому что не хочу, чтобы мои дети дышали грязным воздухом, пили грязную воду, ели вредные продукты.
— Сколько же тебе лет?
— 21. Все удивляются моим «взрослым» мыслям.- Но все «гринписовцы» такие рьяные защитники природы.
— Вы работаете на добровольных началах? Зарплату платят?
— Маленькую. Eсли я скажу сумму месячного заработка, вы просто засмеетесь.
— Как можно вступить в вашу организацию?
— Отправьте письмо по адресу: 101428, г. Москва, ГСП-4, «Greenpeace в России», заплатите взнос, и вы — наш союзник.
Концерт закончился. Публика рассеялась, оставив традиционный след своего пребывания -мусор. «Гринписовцы» не воспринимают это как вызов или проявление равнодушия, а объясняют плохим воспитанием нового поколения.